We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Modern Social Theory for Qualitative Research

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Современная социологическая теория» являются: развитие у аспирантов знаний о типах теоретического объяснения в социологии и о типах эмпирических данных, используемых сторонниками различных моделей объяснения. Методологи и философы науки полагают, что продолжающиеся многие десятилетия споры о логике и методах социальных наук связаны с различиями стратегий и моделей теоретического объяснения. В курсе систематически рассматриваются основные модели социологического объяснения - прежде всего, позитивистская, бихевиористская, интерпретативная, этнометодологическая, функционалистская и структуралистская. Анализируется, какое влияние оказывают различия между описанными моделями на методы исследования, способы концептуализации эмпирического материала, а также на критерии оценки различных теорий. «Полевым материалом» для анализа описанных различий служат основные диспуты о методологии социальных наук - от классической контроверзы «объяснение-понимание» до сравнительно недавних споров о том, насколько применимы принципы рациональности и неопределенности к анализу человеческого действия. В курсе используются многочисленные примеры из реальной исследовательской практики, иллюстрирующие различные методы исследования и модели объяснения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования» являются: развитие у аспирантов знаний о типах теоретического объяснения в социологии и о типах эмпирических данных, используемых сторонниками различных моделей объяснения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом рассматриваемых теоретических подходов. Понимает специфику изучаемых подходов. Способен применить теоретический аппарат к эмпирическому исследованию
  • владеет способом составления структурированной, логичной и полной библиографии для разработки классической или новой исследовательской темы
  • дает независимую, самостоятельную оценку предлагаемому научному тексту, опираясь на социально-научную методологию и теорию
  • обосновывает систему критериев, применяемых для критической оценки научной теории
  • определяет для себя круг чтения социологической литературы, необходимый для гармоничного универсального образования в области существующего множества теорий и подходов в социологии
  • после окончания курса, оценивает свою собственную объяснительную модель или сумму теорий, применяемых при написании диссертации, в терминах философии и методологии социальных наук
  • представляет связи между отдельными концептами и теориями в рамках единой объяснительной модели применительно к анализу конкретных кейсов
  • применяет известные ему (ей) модели социологического объяснения для анализа новых конкретных примеров, кейсов или фрагментов теорий
  • распознает теоретические логики, применяемые для построения социологического объяснения
  • Способен проанализировать использование социологических теорий в тексте
  • творчески интерпретирует и оценивает эмпирические данные и построенные на них объяснительные модели в терминах философии и методологии социальных наук
  • Умеет представить и обосновать теоретические основания исследования (КР)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 . Введение. Что такое социологическая теория?
  • Тема 2. Власть и социальный порядок
  • Тема 3. Сообщество, нация и государство
  • Тема 4. Общество высокого модерна
  • Тема 5 Студенческий форум
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
    Всего 3 письменные работы за курс. Письменная работа представляет собой самостоятельно написанный на семинарском занятии в течении 30 минут текст по теме курса
  • неблокирующий Домашнее задание
    Всего 2 ДЗ за курс. Домашнее задание это самостоятельно выполненное студентом задание, оформленное в виде презентации в PP и представленное на семинаре
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа представляет собой работу на семинарах. Оценки за каждый семинар выставляются по 10–балльной шкале. Итоговая оценка за аудиторную работу рассчитывается как среднее.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Segre, Sandro. Contemporary Sociological Thinkers and Theories, Routledge, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1808762.
  • Головин, Н. А.  Современные социологические теории : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Головин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 461 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07033-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433199 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abrutyn, S. (2016). Handbook of Contemporary Sociological Theory. Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1251393

Авторы

  • Нартова Надежда Андреевна
  • Цветкова Екатерина Андреевна