We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methodology and Research Methods in Sociology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Instructors


Vólchenko, Olesya


Maiboroda, Alina

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студентами осваивают знания в области организации и проведения эмпирического социологического исследования, планирования и решения возникающих многоплановых коммуникационных проблем для повышения эффективности работы исследователя и предупреждения организационных ошибок. Также знакомятся с основными методами и технологиями разрешения этических вопросов и ситуаций в отношениях между исследователями в одной команде, между исследователем и респондентами, между исследователем и заказчиком или государственными органами. Студенты знакомятся с основными стратегиями планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании с использованием качественных и количественных методов. В рамках изучения качественной методологии студенты знакомятся со спецификой дизайна качественного исследования, основными методами (наблюдение, интервью, самоэтнография и т.д.), осваивают основы анализа качественных данных. В рамках изучения количественного сбора и анализа данных студенты осваивают базовые методы современного анализа данных, включая тест хи-квадрат, t-тест, непараметрические тесты, однофакторный дисперсионный анализ и многофакторный регрессионный анализ, а также социологическую интерпретацию и визуализацию полученных результатов. В рамках дисциплины предполагается знакомство магистрантов со средой статистического программирования R для всех предложенных статистических техник.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов понимание основ методологии социологического исследования, развить их навыки проведения количественного и качественного сбора и анализа данных, а также сформировать знания по основным стратегиям планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает релевантную методологию для выбранной темы исследования. Применяет методологические принципы для формулирования дизайна исследования.
  • Разрабатывает дизайн исследования
  • Проводит наблюдение. Ведет дневник наблюдения.
  • Разрабатывает гайд интервью. Проводит качественное интервью.
  • Проводит качественный анализ интервью с применением нескольких методов анализа.
  • Проводит биографическое интервью. Анализирует биографические материалы.
  • Проводит дискурс-анализ текста.
  • Различает разные виды измерения в социологическом исследовании, умеет выбрать правильный способ измерения
  • Различает разные процедуры построения выборочной совокупности социологическом исследовании, умеет выбрать правильный тип выборки
  • Умеет выполнять основные виды манипуляций с данными при помощи R
  • Понимает логику статистического вывода. Умеет применять биномиаль
  • Умеет применять тест хи-квадрат для анализа данных
  • Умеет применять t-тест для анализа данных
  • Умеет применять непараметрические тесты для анализа данных
  • Умеет применять корреляции для анализа данных
  • Умеет применять тест ANOVA для анализа данных
  • Умеет применять линейную регрессию для анализа данных
  • Умеет планировать социологическое исследование с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех его этапах
  • Владеет навыками рекрутинга информантов и навыками проведения интервью
  • Обладает навыками для изучения маргинальных, скрытых, труднодоступных групп
  • Проводит исследование, с учетом сохранения конфиденциальности в индивидуальном и коллективном исследовании; знает права собственности на собранные данные
  • Знает, как представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования
  • Умеет использовать разные типы презентации результатов исследования (устные, видео-презентации, тексты)
  • Умеет представлять результаты исследования в разных аудиториях с участием информантов, коллег, не-социологов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 1. Методологические основания качественного исследования
    Описание методологических и теоретических оснований качественного исследования. Принципы и логика качественного исследования
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 2. Дизайн качественного исследования
    Понятие дизайна в качественном исследовании. Структурные элементы дизайна. Выборка качественного исследования. Анализ дизайна исследования на примере эмпирических статей
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 5. Этнографическая стратегия и участвующее наблюдение.
    Характеристика этнографической стратегии. Наблюдение как метод качественного исследования: правила, процедуры, трудности
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 3. Интервью в качественном исследовании
    Понятие интервью. Виды интервью в качественном исследовании. Интервью как процесс, этапы проведения интервью. Ошибки качественного интервью. Как оценить качество качественного интервью. Работа с гайдом – разработка гайда интервью для групповых проектов. Обсуждение опыта сбора исследовательских интервью
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 4. Качественный анализ интервью: общий обзор
    Виды качественного анализа. Процедуры качественного анализа. Триангуляция. Анализ интервью
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 6. Обзор других стратегий КИ: биографический метод, кейс-стади, феноменология
    История и правила применения биографического метода. История и правила применения стратегии кейс-стади. История и правила применения феноменологической стратегии.
  • Модуль 2. Качественное исследование. Тема 7. Дискурс-анализ
    Понимание дискурса. Подходы к дискурс-анализу. Основные техники дискурс-анализа
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 1. Измерение в количественном социологическом исследовании
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 2. Выборка в количественном исследовании
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 3. Введение в R
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 4. Логика статистического вывода, биномиальный тест
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 5. Тест хи-квадрат
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 6. t-тест
  • Модуль 1. Количественное исследования. Тема 7. Непараметрические тесты
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 8. Корреляционный анализ
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 9. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA)
  • Модуль 1. Количественное исследование. Тема 10. Линейная регрессия (многофакторный анализ)
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 1. Проблемы коммуникации в профессиональной работе социолога
    Понятие успешной коммуникации в социологической полевой работе. Планирование социологического исследования с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех этапах исследования. Стратегии успешной коммуникации в ситуации: анкетного или глубинного интервьюирования, наблюдения, самоэтнографии
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 2. Профессиональные качества социолога: установление контакта, коммуникация в ситуации интервью
    Работа со своими стереотипами и установками (посмотреть на Чужого или на Своего как на Другого, умение «отстраниться»); личностные качества исследователя и поле (может ли поле делать стеснительный человек, умение наблюдать, умение проявлять эмпатию к незнакомым к другим людям, оценка своих личностных качеств как помогающих или мешающих для реализации эффективного поля и т.п.); вхождение в поле как важный этап исследования
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 3. Коммуникация в труднодоступных социальных группах
    Изучение маргинальных, скрытых, труднодоступных групп; конфликты в поле (между информантом и исследователем); безопасность исследователя. Можно ли изучать друзей, любовь в поле, конфликт в поле; исследователь и закон (как быть, если Вы наблюдаете противоправное действие со стороны информантов?); рисковые ситуации (включение в рисковые практики информантов); работа в «трудном» поле (с информантами, интересы которых Вы не разделяете)
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 4. Этика в социологическом исследовании
    Распределение ответственности за сохранение конфиденциальности в коллективном исследовании; права собственности на собранные данные; конкуренция и сотрудничество в исследовательском коллективе; распределение задач
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 5. Степень включения исследователя в поле. Публичная социология
    Влияние личности исследователя и ситуации исследования на ход исследования (гендер, возраст, социальный статус и т.п.); субличность исследователя (подыгрывание исследователем ситуации поля); степень включения исследователя в жизнь сообщества и в поле (должен ли социолог включаться в жизнь сообщества и решать проблемы изучаемого сообщества, перспективы публичной социологии); равенство между исследователем и информантом и власть исследователя в поле (использование исследовательской ситуации для реализации личных амбиций); сохранение достоинства информанта
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 6. Форматы представления результатов работы
    Правила академической дискуссии; обсуждение результатов исследования с информантами. Достоинства и недостатки тех или иных способов презентации данных
  • Модуль 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 7. Устная презентация проекта, результатов социологического исследования в формате TEDx
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре_Качественное исследование
    Направление «Качественное исследование»
  • неблокирующий Домашнее задание №1_Качественное исследование
    Направление «Качественное исследование»
  • неблокирующий Домашнее задание №2_Качественное исследование
    Направление «Качественное исследование»
  • неблокирующий Домашнее задание №3_Качественное исследование
    Направление «Качественное исследование»
  • неблокирующий Домашняя работа №1_Количественное исследование
    Анализ и обобщение методов эмпирической статьи, выполненной с использованием количественных методов. Студенту необходимо найти эмпирическую статью, выполненную с использованием количественных методов. Описать процедуру построения выборки. Что является единицами отбора, что является единицами анализа? Какой тип (типы?) выборок были использованы? Все ли хорошо с выборкой? Описать, каким образом были измерены основные конструкты исследования. Какие шкалы использованы?
  • неблокирующий Домашнее задание №2_Количественное исследование
    Домашняя работа 2 представляет собой описание самостоятельно построенной регрессионной модели. На основе базы данных ESS студенту необходимо выбрать зависимую переменную и несколько предикторов (приблизительно 2-3), построить регрессию. Крайне желательно найти значимый интерактивный эффект и визуализировать его. Выбрать лучшую модель из нескольких проверенных. Провести диагностику полученной модели. Сделать сводную таблицу со всеми проверенными регрессионными моделями.
  • неблокирующий Лабораторная работа 1_Количественное исследование
    Направлена на контроль понимания студентами основ манипуляции с данными в R и логики статистического вывода.
  • неблокирующий Лабораторная работа 2_Количественное исследование
    Направлена на контроль понимания студентами t-теста и теста хи-квадрат.
  • неблокирующий Лабораторная работа 3_Количественное исследование
    Направлена на контроль понимания студентами непараметрических тестов, ANOVA и корреляции.
  • неблокирующий Лабораторная работа 4_Количественное исследование
    Направлена на контроль понимания студентами процедур регрессионного моделирования
  • неблокирующий Контрольная работа 1_Количественное исследование
    Обобщает материал по статистическим тестам и представляет собой несколько типовых задач, которые нужно решить, проанализировав данные в R
  • неблокирующий Контрольная работа 2_Количественное исследование
    Требует навыков построения, интерпретации и визуализации результатов линейной регрессии
  • неблокирующий Домашнее задание №1_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
    Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашних заданий, которые направлены на стимулирование самостоятельной работы и отработку тех или иных исследовательских и аналитических навыков. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание №2_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
    Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашних заданий, которые направлены на стимулирование самостоятельной работы и отработку тех или иных исследовательских и аналитических навыков. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание №3_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
    Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашних заданий, которые направлены на стимулирование самостоятельной работы и отработку тех или иных исследовательских и аналитических навыков. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание №4_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
    Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашних заданий, которые направлены на стимулирование самостоятельной работы и отработку тех или иных исследовательских и аналитических навыков. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Домашнее задание №5_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
    Текущий контроль по данной дисциплине проходит в форме домашних заданий, которые направлены на стимулирование самостоятельной работы и отработку тех или иных исследовательских и аналитических навыков. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Активность на семинаре_Стратегии успешной исследовательской коммуникации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.12 * Активность на семинаре_Качественное исследование + 0.08 * Домашнее задание №1_Качественное исследование + 0.04 * Домашнее задание №2_Качественное исследование + 0.03 * Домашнее задание №2_Количественное исследование + 0.16 * Домашнее задание №3_Качественное исследование + 0.03 * Домашняя работа №1_Количественное исследование + 0.15 * Контрольная работа 1_Количественное исследование + 0.15 * Контрольная работа 2_Количественное исследование + 0.06 * Лабораторная работа 1_Количественное исследование + 0.06 * Лабораторная работа 2_Количественное исследование + 0.06 * Лабораторная работа 3_Количественное исследование + 0.06 * Лабораторная работа 4_Количественное исследование
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.06 * Активность на семинаре_Стратегии успешной исследовательской коммуникации + 0.03 * Домашнее задание №1_Стратегии успешной исследовательской коммуникации + 0.06 * Домашнее задание №2_Стратегии успешной исследовательской коммуникации + 0.03 * Домашнее задание №3_Стратегии успешной исследовательской коммуникации + 0.045 * Домашнее задание №4_Стратегии успешной исследовательской коммуникации + 0.075 * Домашнее задание №5_Стратегии успешной исследовательской коммуникации + 0.7 * Промежуточная аттестация (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Головин Н. А. - СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 461с. - ISBN: 978-5-534-07033-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199
  • Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники, Страусс, А., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Field, A. V. (DE-588)128714581, (DE-627)378310763, (DE-576)186310501, aut. (2012). Discovering statistics using R Andy Field, Jeremy Miles, Zoë Field. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.363067604
  • Huber, P. J. (2011). Data Analysis : What Can Be Learned From the Past 50 Years. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391373
  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Saldaña, J. (2011). Fundamentals of Qualitative Research. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355780
  • Готлиб, А. С. Процедуры и методы социологического исследования. Кн. 2 : практикум / А. С. Готлиб. – Москва : Флинта, 2019. - 363 с. – ISBN 978-5-9765-2020-2. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1047524 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047524