We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Youth Studies: Subcultures, Solidarities, Generations

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса разбираются основные теоретические подходы к ключевым концепциям, вовлеченным в молодежные исследования и молодежную политику: субкультурный, постсубкультурный подходы, поколения, социальная политика, биовласть, гражданство, социальное государство, youth at risk, уязвимая молодежь. Дисциплина состоит из двух содержательных блоков: «Молодежные исследования» и «Молодежная политика»
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью данного курса является овладение студентами знаниями о современной повестке молодежных исследований, теоретических и методологических подходах к анализу поколений, солидарностей, молодежных движений и субкультур, а также обсуждение концепций социальной и молодежной политики, анализ работы с молодежью в России и разработка рекомендаций для практиков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теориями в рамках структурного подхода и постмодернистского прочтения молодежного вопроса
  • Понимает специфику изучаемых подходов. Способен применить теоретический аппарат к анализу эмпирического опыта.
  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теориями в рамках субкультурного и постсубкультурного подходов
  • Понимает специфику молодежных исследования, знаком с методами исследования и рисками работы в молодежном поле
  • Знает, как проводить исследование и представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования.
  • Умеет представлять результаты исследования для академической аудитории
  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теоретическими подходами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Исследования молодежи в западном академическом дискурсе. «Молодежный вопрос» в российской социологии
  • Тема 2. Изучение молодежной повседневности: жизненно-стилевые стратегии в условиях глобализации и индивидуализации.
  • Тема 3. Молодежные (суб)культуры, движения, сцены, солидарности
  • Тема 4. Гендерные режимы, сексуальности и телесность молодежных культурных сцен
  • Тема 5. Социолог в поле с молодежью
  • Тема 6. Этика в исследованиях молодежи
  • Тема 7. Презентация результатов исследования молодежи
  • Тема 8. Теоретическое обсуждение основных концепций социальной политики и молодежной политики
  • Тема 9. Анализ опыта молодежной политики в международном контексте
  • Тема 10. Анализ молодежной политики в России
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа №1
  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Домашнее задание №2
  • неблокирующий Задание по направлению "Молодежные исследования" в 3 модуле
  • неблокирующий Домашняя работа №3
    (презентация на 10 минут)
  • неблокирующий Домашняя работа №4
    (презентация на 10 минут)
  • неблокирующий Аудиторная работа №2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Формула результирующей оценки Орез = 0,5 Омолиссл+0,5 Омолпол. Орез – окончательная оценка по курсу (выставляется в диплом). Орезмолиссл –результирующая оценка за направление «Молодежные исследования», Орезмолпол –результирующая оценка за направление «Молодежная политика». Работа студентов по дисциплине оценивается по итогам выполнения элементов контроля: домашнее задание, итоговое задание и аудиторная работа. Направление «Молодежные исследования»: Результирующая оценка по направлению рассчитываются по следующей формуле: Омолиссл = 0,2 Одз1 + 0,2 Одз2 + 0,3 Оит3 + 0,3 Оактивность (Одз1 – оценка за домашнее задание 1, Одз2 – оценка за домашнее задание 2, Оит3 – оценка за итоговое задание по направлению, Оактивность – оценка за активность на семинарах. Направление «Молодежная политика» . Аудиторная работа представляет собой работу на семинарах. Оценки за каждый семинар выставляются по 10–балльной шкале. Итоговая оценка за аудиторную работу рассчитывается как среднее. Домашнее задание - это выполненное мини-группой студентов задание, оформленное в виде презентации в PP и представленное на семинаре. Результирующая оценка по направлению рассчитываются по следующей формуле: Орез = 0,6 Оауд+0,2Одз3+0,2 Одз4 (Орез – результирующая оценка, Оауд - оценка за аудиторную работу, Одз – Оценка за домашнее задание).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gorur, R., & Te Riele, K. (2015). Interrogating Conceptions of “vulnerable Youth” in Theory, Policy and Practice. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057258
  • Современные социологические теории, Ритцер, Дж., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carpenter, S., & Mojab, S. (2017). Youth As/in Crisis : Young People, Public Policy, and the Politics of Learning. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1584313
  • Denzin, N. K. (2008). Studies in Symbolic Interaction (Vol. 1st ed). Bingley: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512807
  • DeWalt, K. M., & DeWalt, B. R. (2011). Participant Observation : A Guide for Fieldworkers (Vol. Second edition). Lanham, Maryland: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481988
  • Wyn, J., & Cahill, H. (Eds.). (2015). Handbook of children and youth studies. Springer Singapore. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2103/10.1007/978-981-4451-15-4
  • Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600