• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Qualitative Data Analyses

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Instructor


Zaporozhets, Oksana

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса достигается посредством знакомства с основными аналитическими техниками качественной социологии (обоснованная теория, дискурс-анализ, методы визуального анализа) и их апробации в ходе семинарских занятий и домашних заданий. Апробация подразумевает применение рассматриваемых аналитических инструментов к коллекции качественных данных и создание теоретических обобщений, которые представляются в форме синопсиса научной статьи. Таким образом, в рамках курса последовательно проходятся несколько стадий научного анализа: обобщение, теоретизация, представление итоговых данных. В рамках данной дисциплины предусмотрены несколько видов работы студентов: 1. Посещение лекций и участие в обсуждениях на лекции 2. Подготовка к практическим занятиям, включая чтение текстов. К разбираемым текстам желательно составлять конспект (можно в форме схемы, можно в форме текста) 3. Работа на практических занятиях (коллективная и индивидуальная) 4. Выполнение заданий по текущему и итоговому контролю 5. Самостоятельная работа студентов, включающая разработку дизайна исследования, апробирование метода наблюдения и интервью, анализ качественных данных и презентация результатов исследования
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка навыков анализа качественных данных, включая: выбор аналитического инструмента, релевантного целям исследования, знание основных принципов и процедур его использования, умение адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, способность создавать теоретические обобщения на основе анализа материалов, умение представлять полученные результаты в виде научной статьи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент успешно применяет методы социологического исследования для своего исследовательского проекта; Студент задает вопросы, сравнивает различные способы анализа, пробует выполнить задание разными методами
  • Студент демонстрирует умение самостоятельно применять методы социологического исследования
  • Студент участвует в семинарских занятиях, обсуждает работы других студентов, корректирует используемые другими студентами траектории анализа и аналитические процедуры
  • Студент демонстрирует навыки проведения и написания социологического исследования, способен представить результаты анализа, используя полученные теоретические знания и практические навыки
  • Студент владеет навыками составления презентации с результатами исследования, демонстрирует навыки устного представления материала
  • Студент соблюдает этические нормы работы с данными и представления материалов исследования
  • Студент способен на практике применить методы анализа, обсуждаемые в рамках курса
  • Студент способен рефлексировать возможности и ограничения используемых методов анализа, четко артикулировать их, обсуждать с коллегами и аргументировать свою точку зрения
  • Студент приобретает и совершенствует навыки качественного анализа данных для производства аргументированной, эмпирически верифицированной информации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Обоснованная теория как аналитическая стратегия: методология и основные процедуры исследования
    Создание обоснованной теории как аналитической стратегии качественного исследования (Б. Глейзер, А. Стросс): аналитические предпосылки, обстоятельства создания, первые работы с использованием ОТ. Версии ОТ – базовые посылки и основные аналитические процедуры: Б. Глейзер и А. Стросс, А. Стросс и Дж. Корбин, Б. Глейзер, К. Чармаз, А. Кларк. ОТ в версии К. Чармаз: виды кодирования, написание мемо, теоретическая выборка и сату-рация, создание теории. Виды теоретизации в ОТ. Работа с аналитическими материалами (текстами интервью), собранными студентами в результате предшествующей полевой работы (групповые или индивидуальные проекты). Открытое кодирование, написание первичного мемо, осевое кодирование, написание аналитического мемо. Создание теоретической выборки, формулировка гипотез, постановка новых исследовательских вопросов, новый этап полевой работы. Разработка теоретической модели и ее представление. Возможности и ограничения метода.
  • Тема 2. Дискурс-анализ
    Предпосылки создания дискурс-анализа. Базовые идеи (критического) дискурс-анализа: власть в языке и дискурсе, институциональные условия производства дискурса, борьба дискурсов. Основные разновидности дискурс-анализа (Э. Лакло и Ш. Муфф; Н. Фэркло и др.). Возможности и ограничения аналитических процедур дискурс-анализа. Анализ текста с использованием процедур критического дискурс-анализа.
  • Тема 3. Анализ визуальных материалов
    Основные виды визуальных источников: фотографии, видео, изображения, пространство (М. Эммисон, Ф. Смит). Логики культурного производства и циркуляции визуального: материальность и дигитальность. Аналитическое производство визуального: социологическая фотография (Д. Харпер). Методы анализа визуального: семиотический, жанровый, дискурс-анализ, анализ цифровых изображений. Представление результатов исследования – визуализация (фото-эссе, выставка, фильм). Создание и анализ фотографий студентами для иллюстрации базовых идей своего исследовательского проекта. Использование процедур семиотического и дискурсивного анализа.
  • Тема 4. Специфика написания академических текстов в различных традициях качественной социологии
    Стили написания научных статей в рамках качественной социологии: «перевернутая воронка» (Б. Глейзер), классический стиль. Проблематизация позиции автора, эксплицирование аналитических инструментов, стиль письма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинарах, презентация и обсуждение домашних заданий
  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка заданий в рамках обсуждаемых тем: а) анализ материалов в логике обоснованной теории, б) критического дискурс-анализа, в) определенной методики визуального анализ
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме - предоставляется текст, содержащий результаты анализа по курсу, на основе текста, при необходимости, задаются вопросы. Экзамен проводится на платформе https://www.zoom.us/ К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: обладать характеристиками, позволяющими загрузить приложение zoom Для участия в экзамене студент обязан: предоставить не менее, чем за 3 дня до экзамена финальную работу по курсу Во время экзамена студентам запрещено: не существует запретов, поскольку экзамен основан на творческом задании и не требует специального контроля. Запреты связаны с обычными ограничениями, предъявляемыми в ВШЭ к письменным работам, включая запрет на плагиат Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться всеми необходимыми материалами, связанными с его исследованием по курсу. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие технической возможности коммуникации до 30 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие технической коммуникации в течение более чем 30 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает презентацию результатов своего исследования в письменной форме и ее обсуждение.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на семинарах, презентация и обсуждение домашних заданий
  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка заданий в рамках обсуждаемых тем: а) анализ материалов в логике обоснованной теории, б) критического дискурс-анализа, в) определенной методики визуального анализ
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме - предоставляется текст, содержащий результаты анализа по курсу, на основе текста, при необходимости, задаются вопросы. Экзамен проводится на платформе https://www.zoom.us/ К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: обладать характеристиками, позволяющими загрузить приложение zoom Для участия в экзамене студент обязан: предоставить не менее, чем за 3 дня до экзамена финальную работу по курсу Во время экзамена студентам запрещено: не существует запретов, поскольку экзамен основан на творческом задании и не требует специального контроля. Запреты связаны с обычными ограничениями, предъявляемыми в ВШЭ к письменным работам, включая запрет на плагиат Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться всеми необходимыми материалами, связанными с его исследованием по курсу. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие технической возможности коммуникации до 30 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие технической коммуникации в течение более чем 30 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает презентацию результатов своего исследования в письменной форме и ее обсуждение.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.35 * Аудиторная работа + 0.35 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Taylor, S. J., DeVault, M. L., & Bogdan, R. (2016). Introduction to Qualitative Research Methods : A Guidebook and Resource (Vol. 4th edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1061324
  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/394159

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Saldaña, J. (2011). Fundamentals of Qualitative Research. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355780