We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economic Sociology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является он-лайн курсом «Экономическая социология» (автор курса: проф., д.с.н., Радаев В.В. – НИУ ВШЭ Москва). Курс размещен на платформе coursera: https://www.coursera.org/learn/ekonomicheskaya-sociologiya/home/welcome. Данная программа воспроизводит основные цели, задачи, структуру, литературу, оценочные средства дисциплины в соответствии с программой, представленной он-лайн©
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотреть особенности экономико-социологического подхода и получить ответы на следующие вопросы: что движет человеком в экономике помимо сугубо денежного интереса? почему некоторые люди становятся предпринимателями? как формируются потребительские предпочтения людей и почему они столь различны? как люди справляются с таким простым и в то же время с таким загадочным явлением как деньги? И как люди используют свои неформальные сетевые связи, например, при поиске работы? И еще, почему рыночная конкуренция есть нечто большее, нежели борьба за взаимное уничтожение? Какова роль государства в регулировании рынка? Как власть вторгается в экономику и как под этим давлением в недрах рынка вызревает теневая экономика?
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент оценивает и перерабатывает освоенные методы социологического исследования для изучения сферы экономики
  • Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию
  • Студент применяет полученные в рамках курса знания для анализа и формулирования экспертных социологических оценок современной экономической ситуации
  • Студент демонстрирует умение находить материалы в сети Интернет, работать на образовательной он-лайн платформе, взаимодействует в сети с преподавателем
  • Студент представляет аналитические разработки в соответствии с документами
  • Студент представляет результаты своего анализа экономической сферы
  • Студент использует язык философии и социально-гуманитарных наук в исследовании сферы экономики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет экономической социологии
    Разбирается, что и как изучает экономическая социология, в чем заключается специфика экономико-социологического подхода по сравнению с экономической теорией. Разворачивается ключевое понятие укорененности экономического действия, и изучается, в каких именно социальных отношениях это действие укоренено. В результате раскрываются исходные основания экономической социологии, и показывается, какие типы исследовательских задач она помогает решать
  • Тема 2. Модель человека в экономической социологии
    Сравниваются модели поведения человека, из которых исходят экономическая теория и экономическая социология. Показывается, что лежит в основе мотивации хозяйствующего человека, и почему она не сводится к эгоистическому интересу. Раскрывается понятие рациональности человеческого поведения и объясняется, как возникают множественные формы рациональности. Выясняется, как формируются модельные и векторные стратегии поведения человека. В результате прослеживаются принципы, на которых строятся разнообразные модели поведения человека в экономической социологии
  • Тема 3. Человек в роли предпринимателя
    Раскрывается общее понятие предпринимательской деятельности. Объясняется, кого следует относить к предпринимателям, какими мотивами руководствуются предприниматели, кроме денежного интереса, и какими качествами они обладают. Изучаются исторические корни, из которых вырос дух современного предпринимательства. Характеризуется среда, которая порождает предпринимателей и нередко делает предпринимательство вынужденным. Рассказывается об особенностях этнического предпринимательства. В результате проясняются специфика предпринимательства как функции и особенности положения предпринимательских групп в современном обществе
  • Тема 4. Человек в трудовых отношениях
    Раскрываются основные элементы трудовых отношений. Показывается, как эволюционировали модели управленческого контроля над трудом в течение двадцатого столетия. Дается сравнительный анализ стратегий, которые вырабатываются менеджерами для утверждения авторитета внутри фирмы. Изучаются разнообразные формы активного и пассивного сопротивления менеджменту со стороны работников. Рассказывается о судьбах забастовочного движения в западных странах и современной России. В результате вырабатывается содержательное понимание трудового процесса как органического соединения конфликта и сотрудничества
  • Тема 5. Человек в домашнем хозяйстве
    Определяются общие понятия домашнего хозяйства и домашнего труда. Выясняется, как отделить домашний труд от рыночной занятости, потребления и досуга. Раскрываются принципы организации домашнего хозяйства как субстантивной и моральной экономики. Сравниваются разнообразные модели распределения трудовой нагрузки между супругами в домашнем хозяйстве. Показывается, как меняются характер и структура современного домашнего хозяйства. В качестве эмпирического кейса анализируется производство домашнего алкоголя в современной России. В результате раскрывается специфика поведения человека в домашнем хозяйстве в отличие от его поведения в условиях рынка
  • Тема 6. Человек в роли потребителя
    Предлагается общее понятие потребления. Показывается, как потребление связано с социальной дифференциацией людей, и как формируются разнообразные стили жизни. Демонстрируются характерные черты общества потребления и сдвиги, вызванные переходом от производства продуктов к производству знаков. Потребление рассматривается также как совокупность инновационных практик. В качестве эмпирического кейса анализируется то, как трансформировалась торговля в течение последних полутора столетий, как возникали новые торговые форматы в современной России, и как эти трансформации воздействовали на процесс потребления. В результате складывается объемное представление о социальном характере потребительских процессов и механизмах их преобразования в современный период
  • Тема 7. Человек в денежном хозяйстве
    Раскрывается, что такое деньги, и каковы их основные функции, как они возникали, эволюционировали и меняли формы с течением времени. Объясняется, почему деньги выступают как социальное отношение, и что происходит, когда деньги пересекаются с сакральными ценностями. Изучается то, как возникает множественность денежных единиц, и как люди самостоятельно создают целевые деньги. В качестве эмпирического кейса рассматривается развитие в современной России рынка безналичных платежей с использованием банковских карт. В результате формируется представление о меняющемся характере денег и механизмах их социального производства
  • Тема 8. Рынок как форма хозяйства
    Раскрывается общее понятие рынка и множество его более частных значений. Показываются первоначальные формы, в которых исторически возникал рыночный обмен. Анализируются механизмы действия рыночной конкуренции. Рынок характеризуется как организационное поле и как цепь поставок. В качестве эмпирического кейса рассматривается возникновение глобальных цепи поставок на примере легкой промышленности и ситуация, в которой оказалась отрезанная от этих цепей российская легкая промышленность. В результате появляется понимание основных подходов к анализу рынков и конкуренции в экономической социологии
  • Тема 9. Государственное регулирование хозяйства
    Предлагается общее понимание государства как тройственной монополии. Раскрывается специфика государства как особого участника хозяйственного процесса. Анализируются основные модели государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Вводится формальное определение коррупции и прослеживается отличие коррупции от других форм реализации агентских отношений в деятельности чиновников. В качестве эмпирического кейса рассматривается государственный сектор в современной российской экономике и институциональные гибридные формы, которые он порождает. В результате вырабатывается понимание новой парадигмы в изучении хозяйственной роли современного государства
  • Тема 10. Неформальная экономика как форма хозяйства
    Предлагаются определения неформальной экономики и ее основных сегментов. Объясняется, почему возникают неформальная и теневая экономика. Рассматриваются методы измерения теневой экономики и их ограничения. Прослеживаются различия формальных и неформальны правил, регулирующих хозяйственную деятельность. Раскрываются механизмы деформализации и формализации правил. В качестве эмпирического кейса анализируется процесс легализации российского бизнеса в 2000-е годы. В результате формируется понимание неформальной экономики и механизмов ее функционирования с точки зрения структурного и институционального подходов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание по онлайн-курсу
    Студенты выполняют задания в соответствии с правилами прохождения онлайн-курса (платформа онлайн-обучения). Для данного курса студентам необходимо: 1. Зарегистрироваться на платформе coursera.org 2. Зарегистрироваться на курсе «Экономическая социология»: https://www.coursera.org/learn/ekonomicheskaya-sociologiya/home/welcome 3. Следовать инструкциям он-лайн курса 4. Пройти 10 занятий, рассмотреть дополнительные материалы по курсу 5. Пройти 10 тестов 6. Участвовать в 8 часах аудиторных занятий, подготовить вопросы, накопившиеся по он-лайн курсу, подготовиться к аудиторным занятиям
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Аудиторная работа во время семинарских занятий, подготовка к семинарским занятиям. Работа на семинарских занятиях предполагает выполнение заданий преподавателя во время занятий, домашнее чтение текстов, выполнение заданий к семинарам дома.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль проводится в форме оффлайн теста, который проводится в аудитории
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.64 * Задание по онлайн-курсу + 0.16 * Работа на семинарах + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 480 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Бакалавриат, Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-98281-270-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/408927

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Радаев, В. (2005). Социология Рынков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.288A5762
  • Радаев, В. (2005). Экономическая Социология: Учебное Пособие Для Вузов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7D9A15E