We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Gender Studies

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Гендерные исследования» знакомит студентов с появлением и развитием гендерных исследований в социологии, возможностями теоретического осмысления гендерного порядка, основными теоретическими и методологическими подходами в данной области, их критикой, а также результатами актуальных эмпирических исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата
  • Повышение уровня историко-культурной компетенции
  • Углубление полученных ранее знаний о социальной теории и эмпирических исследованиях
  • Формирование представления о гендерных исследованиях и их месте в ряду других социальных исследований
  • Формирование представлений о возможностях теоретического осмысления «гендера», основных теоретических и методологических подходах, их критики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками сбора и анализа данных
  • Студент интерпретирует эмпирические данные, применяет разработанные концептуальные модели и предлагает свои объяснительные схемы.
  • Студент имеет навыки работы с источниками на русском и иностранном языках
  • Студент самостоятельно формулирует цель, задачи и программу исследования в рамках индивидуального исследовательского проекта
  • В своей деятельности студент опирается на профессиональную социологическую этику
  • Студент самостоятельно ищет, обрабатывает и анализирует релевантную информацию
  • Студент самостоятельно организовывает исследовательский проект
  • Студент учитывает гендерную специфику и гендерные режимы различных общностей
  • Студент принимает во внимание гендерную специфику при решении социальных вопросов
  • Студент собирает и интерпретирует данные для анализа гендерного порядка российского общества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Истоки гендерных исследований
    Феминизм второй волны: становление гендерных исследований
  • Тема 2. Гендерные исследования: основные направления
    Гендер как аналитическая категория. Гендер и (гетеро)сексуальность. Исследования маскулинности: от мужских исследований к проблематизации женской маскулинности. Гендер и класс. Гендер и раса
  • Тема 3. Студенческий форум
    Актуальная повестка гендерных исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Студенческий форум
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * Аудиторная работа + 0.2 * Студенческий форум + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гендерная психология общения: монография / Воронцов Д.В. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2008. - 208 с. ISBN 978-5-9275-0449-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/553281
  • Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Р. Г. Петрова. - 5-е изд., перераб и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 272 с. - ISBN 978-5-394-01791-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415226

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Roosalu, T., & Hofäcker, D. (2016). Rethinking Gender, Work and Care in a New Europe : Theorising Markets and Societies in the Post-Postsocialist Era. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1231168