We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Scientific Workshop “Field Research: Methods, Practices, Emotions”

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
10
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса охватывается весь процесс подготовки и реализации исследовательского проекта: от обсуждения методологических особенностей качественного исследования, выбора темы исследования и планирование работы на год до правил написания научных текстов и тренингов по презентации результатов. Курс включает следующие разделы: (1) Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования; (2) Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании; (3) Сбор и обработка данных; (4) Анализ данных и описание эмпирических результатов; (5) Презентация результатов научного исследования. В рамках научно-исследовательского семинара на первом году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках курсовой работы. В рамках научно-исследовательского семинара на втором году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды, готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает логику и правила проведения качественного социологического исследования.
  • Разрабатывает дизайн (программу) исследования.
  • Ищет релевантные источники и составляет библиографический список по теме исследования.
  • Читает тексты академически.
  • Пишет обзор дискуссии по теме.
  • Проводит участвующее наблюдение.
  • Ведет дневник наблюдения.
  • Составляет гайд интервью.
  • Рассчитывает выборку для своего исследовательского проекта
  • Берет качественное интервью.
  • Знает правила академического письма.
  • Пишет академические тексты.
  • Готовит презентацию результатов собственного исследования.
  • Выступает с презентацией результатов исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования.
    Особенности организации социологического исследования. Выбор темы исследования. Планирование работы на год. Структура курсовой работы и все необходимые документы. Методологические основания качественного исследования Проблемная ситуация, формулировка исследовательского вопроса Программа исследования. Методология исследования. Определение проблемы исследования. Объект, предмет исследования. Постановка цели и задач исследования. Формулировка исследовательского вопроса. Планирование исследования. Обсуждение черновиков программы исследования
  • Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании
    Поиск научной литературы. Оценка качества источников. Принципы академического чтения. Правила написания обзора литературы Обсуждение библиографических списков и первого черновика обзора литературы. Обсуждение ключевых текстов по своей теме
  • Сбор и обработка данных
    Метод наблюдения. Исследовательский дневник. Выход в поле, эмоции в поле. Метод интервью: биографическое интервью, гайд интервью, практика интервьюирования. Расчет выборки. Разработка инструментария. Пилотаж. Обсуждение результатов пилотажа инструментария
  • Анализ данных и описание эмпирических результатов
    Практикум по анализу данных. Академическое письмо. Правила написания научных текстов. Обсуждение черновиков анализа эмпирических данных
  • Презентация результатов научного исследования
    Правила подготовки презентации результатов научного исследования. Устная презентация результатов исследования. Тренинг по устной презентации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинаре + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.125 * Активность на семинаре + 0.125 * Домашнее задание + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.25 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Докторов Б. З. - ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 334с. - ISBN: 978-5-534-10789-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prikladnaya-sociologiya-praktikum-v-ebs-431522

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hammersley, M. (2013). What Is Qualitative Research? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512018