• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Scientific Workshop “Field Research: Methods, Practices, Emotions”

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
10
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса охватывается весь процесс подготовки и реализации исследовательского проекта: от обсуждения методологических особенностей качественного исследования, выбора темы исследования и планирование работы на год до правил написания научных текстов и тренингов по презентации результатов. Курс включает следующие разделы: (1) Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования; (2) Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании; (3) Сбор и обработка данных; (4) Анализ данных и описание эмпирических результатов; (5) Презентация результатов научного исследования. В рамках научно-исследовательского семинара на первом году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках курсовой работы. В рамках научно-исследовательского семинара на втором году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды, готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает логику и правила проведения качественного социологического исследования.
  • Разрабатывает дизайн (программу) исследования.
  • Ищет релевантные источники и составляет библиографический список по теме исследования.
  • Читает тексты академически.
  • Пишет обзор дискуссии по теме.
  • Проводит участвующее наблюдение.
  • Ведет дневник наблюдения.
  • Составляет гайд интервью.
  • Рассчитывает выборку для своего исследовательского проекта
  • Берет качественное интервью.
  • Знает правила академического письма.
  • Пишет академические тексты.
  • Готовит презентацию результатов собственного исследования.
  • Выступает с презентацией результатов исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования.
    Особенности организации социологического исследования. Выбор темы исследования. Планирование работы на год. Структура курсовой работы и все необходимые документы. Методологические основания качественного исследования Проблемная ситуация, формулировка исследовательского вопроса Программа исследования. Методология исследования. Определение проблемы исследования. Объект, предмет исследования. Постановка цели и задач исследования. Формулировка исследовательского вопроса. Планирование исследования. Обсуждение черновиков программы исследования
  • Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании
    Поиск научной литературы. Оценка качества источников. Принципы академического чтения. Правила написания обзора литературы Обсуждение библиографических списков и первого черновика обзора литературы. Обсуждение ключевых текстов по своей теме
  • Сбор и обработка данных
    Метод наблюдения. Исследовательский дневник. Выход в поле, эмоции в поле. Метод интервью: биографическое интервью, гайд интервью, практика интервьюирования. Расчет выборки. Разработка инструментария. Пилотаж. Обсуждение результатов пилотажа инструментария
  • Анализ данных и описание эмпирических результатов
    Практикум по анализу данных. Академическое письмо. Правила написания научных текстов. Обсуждение черновиков анализа эмпирических данных
  • Презентация результатов научного исследования
    Правила подготовки презентации результатов научного исследования. Устная презентация результатов исследования. Тренинг по устной презентации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинаре + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.125 * Активность на семинаре + 0.125 * Домашнее задание + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.25 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Докторов Б. З. - ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 334с. - ISBN: 978-5-534-10789-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prikladnaya-sociologiya-praktikum-v-ebs-431522

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hammersley, M. (2013). What Is Qualitative Research? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512018