• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methodology and Research Methods in Sociology

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс нацелен на изучение методологических оснований и методов проведения социологического исследования. В рамках курса студенты осваивают знания в области организации и проведения эмпирического социологического исследования, планирования и решения возникающих многоплановых коммуникационных проблем для повышения эффективности работы исследователя и предупреждения организационных ошибок. Курс состоит из трех блоков. (1) Количественный блок: В рамках изучения количественного сбора и анализа данных студенты осваивают базовые методы современного анализа данных, включая тест хи-квадрат, t-тест, непараметрические тесты, однофакторный дисперсионный анализ и многофакторный регрессионный анализ, а также социологическую интерпретацию и визуализацию полученных результатов. В рамках дисциплины предполагается знакомство магистрантов со средой статистического программирования R для всех предложенных статистических техник. (2) Качественный блок: В рамках изучения качественной методологии студенты знакомятся со спецификой дизайна качественного исследования, основными методами (наблюдение, интервью), осваивают основы анализа качественных данных (кодирование, тематический анализ, биографический анализ, дискурс-анализ). (3) Блок "Исследовательская коммуникация". Студенты знакомятся с основными стратегиями планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании с использованием качественных и количественных методов. Также знакомятся с основными методами и технологиями разрешения этических вопросов и ситуаций в отношениях между исследователями в одной команде, между исследователем и респондентами, между исследователем и заказчиком или государственными органами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов понимание основ методологии социологического исследования, развить их навыки проведения количественного и качественного сбора и анализа данных, а также сформировать знания по основным стратегиям планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками рекрутинга информантов и навыками проведения интервью
  • Выбирает релевантную методологию для выбранной темы исследования. Применяет методологические принципы для формулирования дизайна исследования.
  • Знает, как представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования
  • Обладает навыками для изучения маргинальных, скрытых, труднодоступных групп
  • Понимает логику статистического вывода. Умеет применять биномиаль
  • Проводит биографическое интервью. Анализирует биографические материалы.
  • Проводит дискурс-анализ текста.
  • Проводит исследование, с учетом сохранения конфиденциальности в индивидуальном и коллективном исследовании; знает права собственности на собранные данные
  • Проводит качественный анализ интервью с применением нескольких методов анализа.
  • Проводит наблюдение. Ведет дневник наблюдения.
  • Различает разные виды измерения в социологическом исследовании, умеет выбрать правильный способ измерения
  • Различает разные процедуры построения выборочной совокупности социологическом исследовании, умеет выбрать правильный тип выборки
  • Разрабатывает гайд интервью. Проводит качественное интервью.
  • Разрабатывает дизайн исследования
  • Умеет выполнять основные виды манипуляций с данными при помощи R
  • Умеет использовать разные типы презентации результатов исследования (устные, видео-презентации, тексты)
  • Умеет планировать социологическое исследование с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех его этапах
  • Умеет представлять результаты исследования в разных аудиториях с участием информантов, коллег, не-социологов
  • Умеет применять t-тест для анализа данных
  • Умеет применять корреляции для анализа данных
  • Умеет применять линейную регрессию для анализа данных
  • Умеет применять непараметрические тесты для анализа данных
  • Умеет применять тест ANOVA для анализа данных
  • Умеет применять тест хи-квадрат для анализа данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Количественное исследование. Тема 1. Измерение в количественном социологическом исследовании
  • Блок 1. Количественное исследование. Тема 2. Выборка в количественном исследовании
  • Блок 1. Количественное исследование. Тема 3. Введение в R
  • Блок 1. Количественное исследование. Тема 4. Логика статистического вывода, биномиальный тест
  • Блок 1. Количественное исследование. Тема 5. Тест хи-квадрат
  • Блок 1. Количественное исследование. Тема 6. t-тест
  • Блок 1. Количественное исследования. Тема 7. Непараметрические тесты
  • Блок 1. Количественное исследование. Тема 8. Корреляционный анализ
  • Блок 1. Количественное исследование. Тема 9. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA)
  • Блок 1. Количественное исследование. Тема 10. Линейная регрессия (многофакторный анализ)
  • Блок 2. Качественное исследование. Тема 1. Методологические основания качественного исследования
  • Блок 2. Качественное исследование. Тема 2. Дизайн качественного исследования
  • Блок 1. Качественное исследование. Тема 3. Интервью в качественном исследовании.
  • Блок 2. Качественное исследование. Тема 4. Этнографическая стратегия и участвующее наблюдение.
  • Блок 2. Качественное исследование. Тема 6. Качественный анализ интервью: общий обзор
  • Блок 2. Качественное исследование. Тема 7. Дискурс-анализ
  • Блок 2. Качественное исследование. Тема 5. Обзор других стратегий КИ: биографический метод, кейс-стади, феноменология
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 1. Проблемы коммуникации в профессиональной работе социолога
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 2. Профессиональные качества социолога: установление контакта, коммуникация в ситуации интервью
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 3. Коммуникация в труднодоступных социальных группах
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 4. Этика в социологическом исследовании
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 5. Степень включения исследователя в поле. Публичная социология
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 6. Исследовательская коммуникация в процессе публикации результатов работы
  • Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 7. Устная презентация проекта, результатов социологического исследования в формате TEDx
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ДЗ 2.1 Отличия качественного и количественного исследования
    Сформулировать по предложенной проблеме аннотации 2х исследований: количественное и качественное (индивидуальное задание)
  • неблокирующий ДЗ 2.2 Дизайн исследования
    Разработать дизайн группового исследования (включая гайд интервью), представить его на занятии (Групповое задание)
  • неблокирующий ДЗ 2.3. Наблюдение
    Провести наблюдение в локации, релевантной проекту (Индивидуальное задание)
  • неблокирующий ДЗ 2.4. Полевая работа: сбор качественных данных
    Индивидуальный сбор качественных данных в рамках общего проекта: не менее 3х интервью/3 транскриптов + доп.данные (10 медиа материалов для дискурсивного анализа) (Индивидуальное задание) + коллективная отчетная презентация о ходе проведения полевых работ
  • неблокирующий ДЗ 2.5. Подготовка отчета по результатам исследования
    Необходимо проанализировать собранные данные как минимум одним из методов качественного анализа, обсуждаемых в рамках курса. Написать отчет по результатам исследования (необходим индивидуальный вклад в написание аналитического раздела каждого члена команды) Подготовить презентацию результатов исследования (коллективное задание)
  • неблокирующий Эссе «Мои коммуникативные ресурсы»
    Эссе оценивается в формате зачета (сдано - 10 баллов, не сдано - 0 баллов). При подозрении использования искусственного интеллекта работа не принимается.
  • неблокирующий Подготовка презентации «трудного интервью», «подслушивания» или «наблюдения»
    Студенты проводят сбор сложных данных (интервью/опрос/наблюдение/подслушивание) и презентуют результаты на одном из семинаров.
  • неблокирующий Итоговое задание "Публичная социология"
    Студенты выбирают социально-значимую тему и презентуют ее в формате публичной социологии
  • неблокирующий Количественные исследования. Домашняя работа 1
  • неблокирующий Количественные исследования. Домашняя работа 2
  • неблокирующий Количественные исследования. Домашняя работа 3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.1 * ДЗ 2.1 Отличия качественного и количественного исследования + 0.2 * ДЗ 2.2 Дизайн исследования + 0.1 * ДЗ 2.3. Наблюдение + 0.3 * ДЗ 2.4. Полевая работа: сбор качественных данных + 0.1 * Количественные исследования. Домашняя работа 1 + 0.2 * Количественные исследования. Домашняя работа 2
  • 2025/2026 4th module
    0.2 * ДЗ 2.5. Подготовка отчета по результатам исследования + 0.3 * Итоговое задание "Публичная социология" + 0.2 * Количественные исследования. Домашняя работа 3 + 0.2 * Подготовка презентации «трудного интервью», «подслушивания» или «наблюдения» + 0.1 * Эссе «Мои коммуникативные ресурсы»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Головин, Н. А.  Современные социологические теории : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Головин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 461 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07033-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433199 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники, Страусс, А., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Field, A. V. (DE-588)128714581, (DE-627)378310763, (DE-576)186310501, aut. (2012). Discovering statistics using R Andy Field, Jeremy Miles, Zoë Field. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.363067604
  • Huber, P. J. (2011). Data Analysis : What Can Be Learned From the Past 50 Years. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391373
  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
  • Saldaña, J. (2011). Fundamentals of Qualitative Research. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355780
  • Готлиб, А. С. Процедуры и методы социологического исследования. Кн. 2 : практикум / А. С. Готлиб. – Москва : Флинта, 2019. - 363 с. – ISBN 978-5-9765-2020-2. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1047524 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047524

Авторы

  • Омельченко Елена Леонидовна
  • Крупец Яна Николаевна
  • Дымова Полина Максимовна
  • Титкова Вера Викторовна
  • Соловьева Наталья Сергеевна