• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Исламский феминизм: как это возможно?

Выпускница программы "Бизнес и политика в современной Азии" Анна Ильина о карьере после окончания магистратуры и изучении феминизма на Ближнем Востоке.

Исламский феминизм: как это возможно?

Анна Ильина. Личный архив

Анна Ильина – выпускница 2019 г. программы «Бизнес и политика в современной Азии». Это была первая когорта студентов, которая закончила обучение на данной магистерской программе.
Анна окончила бакалавриат в Питерской Вышке по направлению "Менеджмент", дополнив его востоковедным образованием в магистратуре. В настоящее время она работает в дочернем предприятии «Газпром нефть» на позиции администратора IT проектов, а параллельно продолжает заниматься Ближним Востоком.

Помогли ли Вам знания и навыки, полученные на программе?
Мне пригодились и знания, и навыки, и знакомства. Я значительно улучшила знания академического английского, а также развила аналитические навыки. Благодаря Веронике Викторовне Костенко я освоила методологию исследований, узнала, как анализировать статистические данные, у нее же я проходила стажировку. Также я до сих пор общаюсь с преподавателями, например профессором Литреллом, который был моим научным руководителем, и Леонидом Марковичем Исаевым. С одногруппниками я тоже тесно общаюсь, мы очень близко сдружились за время обучения.
Вы писали ВКР на тему "Экономическая активность женщин в качестве предпринимателей: мотивация и препятствия на примере современного Ливана". Что Вас сподвигло в целом исследовать феминизм на Ближнем Востоке, и почему Вы выбрали именно Ливан?
На тот момент у меня были достаточно скудные знания о Востоке. Наша группа делилась на подгруппы: Дальний Восток и Ближний Восток, я выбрала второе и начала думать о теме исследования. Мой научный руководитель, профессор Литрелл, предложил мне написать на тему трудоустройства женщин в арабских странах, и, прочитав много научных работ, я решила посмотреть в сторону женского предпринимательства, потому что ведение бизнеса требует больше ресурсов, чем работа по найму: нужны деньги, связи, определенный склад характера, к тому же к этому добавляются и какие-то внешние факторы: бизнес-климат, отношение к женщинам в обществе и семье и т.д.
В своей выпускной работе я рассмотрела три страны, которые были взяты как представители разных частей арабского мира: Египет, Ливан и Катар. Я изучала разные факторы и брала статистику из официальных источников, а также через призму типологии культурных изменений Герта Хофстеде рассматривала портрет общества в данных странах. Я пришла к выводу, что в Катаре очень низкий уровень ведения бизнеса, потому что зачастую там женщины выбирают карьеру в компаниях своих обеспеченных родственников-мужчин. В Египте наоборот достаточно много женщин-предпринимательниц, так как в частном секторе много мужчин и их не берут на работу, а государственный сектор переполнен. Многие открывают свой бизнес, чаще всего небольшой, для дополнительного семейного дохода. А вот с Ливаном была загвоздка. Ливан является относительно либеральной страной для Ближнего Востока, где ислам является религией лишь для 60% населения. При этом отношения к торговле исторически очень позитивное. И, казалось бы, у женщин должны быть все условия для предпринимательства, однако, оказалось, что это не так, и процент женщин, ведущих бизнес, достаточно низок. Хотелось разобраться в причине такой ситуации, но работ на эту тему было мало, поэтому я решила посвятить этому свою ВКР.
В ходе исследования я взяла 11 глубинных онлайн интервью с предпринимательницами из Ливана, в общении с которыми я проверяла разные гипотезы: поддержка родственников и общества, фактор религии, доступ к ресурсам, образование, отношение контрагентов,а также насколько легко открыть свое дело с точки зрения законодательства. Оказалось, что, несмотря на равенство для обоих полов на законодательном уровне, отношение общества к деловым женщинам все еще отрицательное, а семьи поддерживают желание развивать свое дело преимущественно у мужчин. Фактор религии, кстати, не играл роль, и это подтверждало мою гипотезу о том, что причиной отрицательного отношения к женскому предпринимательству является патриархальная культуры страны, а не принадлежности к определенной конфессии.
Также мне кажется, что проблема таких стран заключается в отсутствии ролевых моделей, то есть известных и успешных девушек, которые бы своим примером демонстрировали и подтверждали, что женщины могут реализовать себя даже в традиционно «мужских» сферах. Здесь, конечно, не обойтись без поддержки государства и СМИ.
Анна Ильина. Лекция в библиотеке им. Маяковского
Ваше исследование было написано в 2019 году, изменилось ли что-то с точки зрения феминизма в изучаемых вами странах за 3 года?
Сложно сказать, сейчас там затяжной кризис, как с правительством, так и с экономикой. Однако обычно экономические проблемы активизируют женщин, они ищут новые пути прокормить семью. Что касается арабского мира в целом, то все развивается очень медленно, но многие мусульманские женщины в принципе не понимают, за что мы боремся – они живут на попечительстве мужчин и их действительно многое устраивает. В Катаре, например, шейха Моза, жена эмира, является настоящим примером для подражания: она шикарно выглядит, у нее несколько детей, она активно участвует в разных проектах. Или королева Иордании, которая тоже постоянно что-то организовывает, она ведь даже не покрывается, хотя королевская семья Иордании считается прямыми потомками Пророка. Понятное дело, что они знатные женщины, но это уже неплохое начало для публичных ролевых моделей.
Во время "арабской весны" 2011 года во многих странах Ближнего Востока начал набирать обороты "исламский феминизм". Расскажите, пожалуйста, как проявляется этот вид феминизма и актуален ли он в современности? 
«Арабская весна» во многом, как мне кажется, произошла благодаря женским движениям, потому что женщины зачастую являются катализаторами подобных процессов. В развивающихся странах женщины занимают положение ниже мужчин, поэтому обычно мужчин все устраивает, и многие из них бездействуют. Женщины же консолидировано выдвигают требования к государству, постепенно к активисткам начинают присоединяться другие недовольные группы, и это приобретает массовый характер. Сам по себе исламский феминизм появился задолго до «арабской весны». Изначально он, конечно, так не назывался, но предпосылки были уже на рубеже XIX-XX веков, когда европейские женщины из светского общества приезжали в страны Ближнего Востока и пытались привносить свои ценности о равенстве женщин с мужчинами.
Постепенно это начало развиваться, и в конце XX века иранская активистка Зиба Мир Хоссейни впервые сформулировала в газете «Занан» термин «исламский феминизм», заявив о том, что идеи гендерного равенства не являются компиляцией западной цивилизации, а могут быть найдены в Священной Книге мусульман.
Вообще исламский феминизм основан как раз на интерпретациях, потому что многие мусульманские богословы упорно настаивают на том, что все, что связано с правами женщин, прописано в Коране и отмене не подлежит (в отличие от, например, рабства).
И сегодня, конечно, многие законы шариата также кажутся нам патриархальными, как например получение женщинами только половины наследства. Это связано с тем, что раньше мужчина всегда считался кормильцем семьи и обязан был тратить деньги и на женщин, и на детей. Женщина же тратила деньги только на себя. Соответственно, мужчине денег надо больше, и поэтому логично, что мужчине отдавалось наследства больше. Однако сейчас это не совсем актуально, так как не везде мужчина берет на себя роль кормильца. Да, в некоторых странах до сих пор женщины не могут работать, как, например, в Саудовской Аравии, но в целом ситуация меняется, женщина уже может работать, и мужчина больше не содержит семью как раньше, однако никто не спешит регулировать закон о наследстве.
Или тот же хиджаб. В Коране прописано, что жены Пророка должны накрываться, когда кто-то приходит в гости. Вообще, хиджаб это покрывало, и в Коране не написано, что жены должны его на себя надевать, они могли просто зайти за ширму, чтобы другие не смогли их увидеть, однако про других женщин там ничего не сказано. Да, женщины должны равняться на жен Пророка, но прямым текстом о ношении хиджаба ничего не написано, поэтому обязанность покрываться это лишь интерпретация. Вообще исламский феминизм сегодня актуален как никогда, потому что феминизм сейчас активен во всем мире. Хотя некоторые радикальные феминистки не воспринимают никакой религиозный феминизм, поскольку для них любая религия патриархальна. Но мне близки идеи интерсекционального феминизма, где мы не исключаем отдельные группы женщин из феминистического дискурса, а наоборот находим для них особый подход.
Если в Коране на самом деле прописано равноправие женщин и мужчин, то почему до сих пор в мире существует такой стереотип, что именно мусульманские женщины – самые бесправные?
В шариате у женщин довольно много прав. Пророк изначально был очень беден, пока не встретил свою первую жену Хадидже, которая сама сделала ему предложение. Она происходила из богатой семьи, вела свой бизнес и позже обеспечивала Пророка, который благодаря ей мог заниматься своей мыслительной деятельностью и «общаться» с Аллахом. Но дело в том, что общество в Аравии тогда было очень патриархальным, а Пророк во многом был либеральным мужчиной, который, наоборот, пытался регулировать вопросы прав человека и женщин в том числе. Считается также, что женщина обязана покрываться, чтобы не вызвать вожделения у мужчины, и если что-то случается, то виновата только она. Однако согласно Корану, мужчина обязан себя контролировать и не имеет права вожделеть кого-то, кроме своей жены, то есть, его ответственность еще больше.
Что касается наличия 4 жен, в Коране этому посвящено 3 фразы. В одном месте сказано, что муж может иметь 4 жены. Затем сказано, что мужчина может иметь столько жен (но не больше 4-х), сколько сможет одинаково обеспечить. И также написано, что мужчина должен относиться ко всем женам одинаково, чтобы никто из них не чувствовал себя ущемленной. Это было прежде всего связано с устоями древнего общества, где у женщин даже не было возможности обеспечить саму себя, поэтому попечительство над ней брал мужчина. Однако сегодня многие забывают и про причину возникновения данной традиции, и про обязанности мужчины в этом случае.
Еще хотелось бы несколько слов добавить про домашнее насилие. В Коране сказано, что, если жена себя плохо ведет, то есть 3 способа «вернуть ее в чувства». И только в последнем упоминается слово «бить», то есть это крайняя мера, однако многие с нее с начинают.
К сожалению, ислам был интерпретирован мужчинами для мужчин, поэтому даже в XXI веке мы сталкиваемся с таким непониманием ислама и местом женщины в нем.
Большое количество мусульман проживает не только на Ближнем Востоке, но и в других странах, например в Китае. Как Вы считаете становится ли активность женщины на рынке труда активнее, когда она живет в немусульманской стране?
Я думаю, что да, потому что в мусульманских странах обеспечение семьи лежит на мужчине, а в богатых странах у женщин в принципе нет необходимости работать. Если же это развивающаяся страна с невысоким средним доходом, то женщине придется работать, чтобы содержать себя и семью. Однако проблема в том, что в патриархальных странах женщинам меньше платят, менее охотно трудоустраивают, и мы даже не можем отследить точную статистику, потому что многие женщины в таком случае работают нелегально. Также мне кажется, что многие женщины вынуждены заниматься бизнесом неофициально, поэтому мы тоже не можем отследить динамику роста количества женщин-предпринимателей. И снова здесь зачастую проблема не в религии, а в патриархальных устоях общества.
Почему ВЫ решили попробовать пойти в академическую сферу и начать преподавать ?
За эти несколько лет у меня аккумулировалось достаточное количество знаний по довольно узкой теме, и мне кажется, что студентам было бы интересно о ней узнать, так как исламский феминизм до сих пор многим непонятен. Будучи уже выпускницей, я читала лекции в библиотеке им. Маяковского, и многие спрашивали, как такой симбиоз вообще возможен, ибо для многих феминизм и ислам - взаимоисключающие понятия, даже для некоторых феминисток. Более того, мне всегда интересно общаться с людьми, обмениваться знаниями. К тому же в Вышке преподаватели и их подход к образованию значительно отличается от многих российских вузов, что отмечали многие мои одногруппники, которые поступили из других университетов. Поэтому мне хотелось бы стать частью университета не только как выпускница, но и преподаватель.
Вместе с тем я задумываюсь о поступлении в аспирантуру.