• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Studies of Leningrad Historians and Archaeologists in the Era of Soviet Ideological Campaigns of the 1920s-1930s years

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
3 year, 3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Исследования ленинградских историков и археологов в эпоху идеологического «перелома» 1920-1930-х гг.» посвящен феномену советской исторической науки и её институциям, который рассматривается на примере формирования и трансформации Императорской археологической комиссии (ИАК) в Государственную академию истории материальной культуры (ГАИМК) и затем в Институт археологии АН. Рассматривается судьба отдельных ленинградских-петербургских ученых и научных школ, которые сформировались на рубеже 1920-1930-х гг. В курсе на конкретных примерах рассматривается сотрудничество Академии наук, Петроградского-Ленинградского университета и ГАИМК и судьба отдельных ученых в предвоенный период. При освоении курса решаются следующие задачи: рассматривается влияние научных институций на судьбу ученых и трансформацию направлений научных исследований, рассматриваются этапы эволюции исторического и археологического сообщества в Петрограде-Ленинграде; рассматривается влияние процессов в советской науке в 1930-е гг. на состояние некоторых направлений в современной российской исторической науке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения курса «Исследования ленинградских историков…» дать студентам современное представление о феномене и особенностях советской исторической науки; предоставить данные о процессе формирования советской гуманитарной науки в 1920-1930-гг. и основных научных направлениях; рассказать о трансформации научных и учебных учреждений и научных программ на рубеже 1920-1930-хх гг. и о влиянии новых советских научных институций на работу ленинградских историков и археологов в 1930-е гг.; помочь студентам сформировать представление о тенденциях в советской исторической науке и влиянии на нее политических процессов первой половины ХХ в., дать представление о соотношении архивных источников и устного нарратива в формировании отечественной историографии, а также подготовить студентов к прослушиванию базовых курсов учебного плана.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Правильно представляет процесс становления советской исторической науки, знает историю научных и педагогических учреждений довоенного Ленинграда
  • Воспроизводит основные события трансформации советских научных институций и может их сопоставить с основными историческими событиями в СССР
  • Воспроизводит основные понятия, термины, события курса
  • Знает наиболее значимые работы, посвященные феномену отечественной истории и археологии
  • Изучение литературы и получение навыков работы с советской и современной историографией
  • Умеет проводить сравнительный анализ текстов историографических работ и уметь аргументированно излагать свои тезисы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Феномен советской науки и формирование ее характерных особенностей
  • Советская и постсоветская историография
  • От рабфаковца к научному работнику
  • Крах дореволюционной исторической науки в Петрограде и феномен РАИМК-ГАИИМК в Петрограде-Ленинграде (1918-1937 г.)
  • Трансформация научных учреждений в Ленинграде
  • Научные школы и судьба ленинградских ученых
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа и активность на семинарах
  • неблокирующий Выступление с устным докладом и презентацией
    Регламент доклада: устный доклад с обязательной презентацией, выступление - 20 мин., ответы на вопросы по теме доклада и обсуждение, выступление рецензентов.
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Устный экзамен + 0.3 * Работа и активность на семинарах + 0.3 * Выступление с устным докладом и презентацией
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Археологические источники : учеб. пособие, Клейн, Л. С., 1978

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Археология знания : L'Archéologie du savoir, Фуко, М., 2012