• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Учебные курсы
ФКН

Исследования ленинградских историков и археологов в эпоху идеологического «перелома» 1920-1930-х гг.

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Исследования ленинградских историков и археологов в эпоху идеологического «перелома» 1920-1930-х гг.» посвящен феномену советской исторической науки и её институциям, который рассматривается на примере формирования и трансформации Императорской археологической комиссии (ИАК) в Государственную академию истории материальной культуры (ГАИМК) и затем в Институт археологии АН. Рассматривается судьба отдельных ленинградских-петербургских ученых и научных школ, которые сформировались на рубеже 1920-1930-х гг. В курсе на конкретных примерах рассматривается сотрудничество Академии наук, Петроградского-Ленинградского университета и ГАИМК и судьба отдельных ученых в предвоенный период. При освоении курса решаются следующие задачи: рассматривается влияние научных институций на судьбу ученых и трансформацию направлений научных исследований, рассматриваются этапы эволюции исторического и археологического сообщества в Петрограде-Ленинграде; рассматривается влияние процессов в советской науке в 1930-е гг. на состояние некоторых направлений в современной российской исторической науке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения курса «Исследования ленинградских историков…» дать студентам современное представление о феномене и особенностях советской исторической науки; предоставить данные о процессе формирования советской гуманитарной науки в 1920-1930-гг. и основных научных направлениях; рассказать о трансформации научных и учебных учреждений и научных программ на рубеже 1920-1930-хх гг. и о влиянии новых советских научных институций на работу ленинградских историков и археологов в 1930-е гг.; помочь студентам сформировать представление о тенденциях в советской исторической науке и влиянии на нее политических процессов первой половины ХХ в., дать представление о соотношении архивных источников и устного нарратива в формировании отечественной историографии, а также подготовить студентов к прослушиванию базовых курсов учебного плана.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Правильно представляет процесс становления советской исторической науки, знает историю научных и педагогических учреждений довоенного Ленинграда
  • Воспроизводит основные события трансформации советских научных институций и может их сопоставить с основными историческими событиями в СССР
  • Воспроизводит основные понятия, термины, события курса
  • Знает наиболее значимые работы, посвященные феномену отечественной истории и археологии
  • Изучение литературы и получение навыков работы с советской и современной историографией
  • Умеет проводить сравнительный анализ текстов историографических работ и уметь аргументированно излагать свои тезисы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Феномен советской науки и формирование ее характерных особенностей
  • Советская и постсоветская историография
  • От рабфаковца к научному работнику
  • Крах дореволюционной исторической науки в Петрограде и феномен РАИМК-ГАИИМК в Петрограде-Ленинграде (1918-1937 г.)
  • Трансформация научных учреждений в Ленинграде
  • Научные школы и судьба ленинградских ученых
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа и активность на семинарах
  • неблокирующий Выступление с устным докладом и презентацией
    Регламент доклада: устный доклад с обязательной презентацией, выступление - 20 мин., ответы на вопросы по теме доклада и обсуждение, выступление рецензентов.
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Устный экзамен + 0.3 * Работа и активность на семинарах + 0.3 * Выступление с устным докладом и презентацией
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Археологические источники : учеб. пособие, Клейн, Л. С., 1978

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Археология знания : L'Archéologie du savoir, Фуко, М., 2012