• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book chapter
Modern Russian and Soviet Drug Suppression

Vasilyev P.

In bk.: The Oxford Handbook of Global Drug History. Oxford University Press, 2022. Ch. 20. P. 373-388.

Working paper
Language and Cultural Contacts in the Russian-Nordic Borderlands: Change and Continuity

Vlakhov A., Deresh A., Mironova E. et al.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2021. No. 108.

The History of World War II

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Александров Кирилл Михайлович

Александров Кирилл Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках эксклюзивного авторского курса планируется выработать у студентов целостное представление об истории Второй мировой войны, как абсолютной гуманитарной катастрофе, сопровождавшейся гибелью десятков миллионов людей, самом значительном по своим масштабам и последствиям конфликте в истории человечества, для которого были характерны ожесточенная вооруженная борьба, идеологическое, политическое, экономическое и духовно-психологическое противостояние враждебных коалиций. Для достижения поставленной цели предполагается сформировать у слушателей комплексное и разностороннее понимание причинно-следственных связей, механизма и последствий Второй мировой войны, в значительной степени предопределивших социальные процессы, происходившие в послевоенном мире, а также его состояние и общественное устройство при помощи акцентации внимания на наиболее тематически значимых и актуальных проблемах. Особое внимание предполагается уделить мифологии, микроистории, многообразию реакций и вариативности человеческого поведения в экстремальных обстоятельствах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выявляет научную сущность проблем в профессиональной области (оценивает понятийный аппарат и проблематику историко-научных исследований, особенности использования изучаемыми авторами исторических источников)
  • решает проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза (выделяет основные тезисы прочитанной литературы и обобщает прочитанный материал)
  • работает с информацией: находит, оценивает и использует информацию из разных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач, в том числе на основе системного подхода (владеет навыками обобщения и анализа специальной научной литературы);
  • критически оценивает накопленный опыт, умеет переосмыслять профессиональную и социальную деятельность (анализирует содержание прочитанной литературы, выделяя основные тезисы автора и критически оценивая убедительность приведенных аргументов, способен провести сравнение разных авторов, пишущих на одну тему, анализирует и критически оценивает тезисы других студентов, выдвигаемые в ходе устной дискуссии и полемики);
  • осуществляет поиск и анализ исторических источников (читает указанную в программе литературу и адекватно воспроизводит ее содержание, способен критически оценивать источники);
  • самостоятельно выявляет источники информации, необходимые для решения профессиональных задач (самостоятельно находит литературу в электронных базах данных, электронных каталогах и на бумажных носителях); – учитывает социокультурные различия в профессиональной деятельности (понимает научную литературу, написанную в рамках историографической традиции, отличной от традиции отечественной историографии, и способен выделить и проанализировать эти отличия);
  • Цель освоения дисциплины «История Второй мировой войны 1939–1945 гг.» заключается в ознакомлении студентов с основными проблемами истории Второй мировой войны, а также с основными понятиями и концепциями, используемыми в отечественной и зарубежной историографии. Курс направлен на развитие у студентов умений анализировать специальную историческую литературу, вести научную дискуссию и публично представлять результаты исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представления о содержании темы и коалиционной войне, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о формировании, составе и распаде гитлеровской коалиции
  • Студент имеет представления о содержании темы и коалиционной войне, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о формировании, составе, борьбе и преимуществах антигитлеровской коалиции
  • Студент имеет представления о содержании темы и понимает значение стратегической битвы для исхода войны, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о главных стратегических битвах ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, понимает проблему микроистории и частной человеческой реакции, поведения в экстремальных обстоятельствах массового насилия в условиях войны
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении и назвать основные проблемы истории ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о причинах, основных формах, механизме и последствиях сотрудничества с противником в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о причинах, содержании, противоречиях и последствиях оккупационной политики нацистов и их союзников
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о проблеме военного плена и принудительного труда в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об итогах и результатах ВМВ, причинах победы антигитлеровской коалиции, противоречиях между победителями, причинах начала «холодной войны», дискуссионных оценках демографических потерь, понимает значение ВМВ в исторической памяти
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об особенностях борьбы партизан и участников Сопротивления в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об особенностях борьбы партизан и участников Сопротивления в годы ВМВ Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об истории и противоречиях жизни русской диаспоры за рубежом в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями о начальном этапе ВМВ (от Польской кампании 1939 до открытия Восточного фронта в 1941)
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями о причинах, механизме и последствиях нацистского геноцида
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями об особенностях устройства нацистского государства
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями об особенностях устройства советского государства
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, понимает разницу между предпосылками (истоками, условиями) ВМВ и её непосредственными причинами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Актуальные и дискуссионные проблемы истории Второй мировой войны (ВМВ).
  • Истоки и причины ВМВ
  • Внешняя политика СССР и международные отношения (1 сентября 1939 – 21 июня 1941).
  • Третий рейх в годы Второй мировой войны.
  • Холокост-Шоа и геноцид в годы ВМВ
  • Советский Союз и ВКП(б) в годы ВМВ
  • Страны гитлеровской коалиции в годы ВМВ.
  • Страны антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны.
  • Стратегические битвы и операции ВМВ
  • Нацистская оккупационная политика в годы ВМВ
  • Плен и принудительный труд в годы ВМВ.
  • Партизанское движение и Сопротивление в годы Второй мировой войны
  • Русское Зарубежье в годы Второй мировой войны
  • Коллаборационизм в годы ВМВ
  • Современник катастрофы: человек на обочине войны
  • Итоги ВМВ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий участие в работе на семинаре
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий письменная домашняя работа
  • неблокирующий письменная проверочная работа (тест)
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий участие в работе на семинаре
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий письменная домашняя работа
  • неблокирующий письменная проверочная работа (тест)
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.24 * доклад + 0.12 * письменная домашняя работа + 0.12 * письменная проверочная работа (тест) + 0.12 * участие в работе на семинаре + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bartov, O. (2003). Germany’s War and the Holocaust : Disputed Histories. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671355

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ryan, C. (2010). Longest Day, The : The D-Day Story, June 6th, 1944. London: Tauris Parke Paperbacks. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=345575
  • Weiner, A. (2002). Making Sense of War : The Second World War and the Fate of the Bolshevik Revolution. Princeton, N.J.: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430829