• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Article
Editorial
In press

Ssorin-Chaikov N., Lay L.

Social Anthropology. 2022. Vol. 30. No. 4. P. v-vii.

Book chapter
Medicine on Russian-Language Social Media

Karpova Y., Vasilyev P.

In bk.: The Rowman & Littlefield Handbook of Bioethics. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2022. Ch. 30. P. 350-360.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

The History of World War II

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Александров Кирилл Михайлович

Александров Кирилл Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках эксклюзивного курса планируется выработать у студентов целостное представление об истории Второй мировой войны, как гуманитарной катастрофе, сопровождавшейся гибелью десятков миллионов людей, самом значительном по своим масштабам и последствиям конфликте в истории человечества, для которого были характерны ожесточенная вооруженная борьба, идеологическое, политическое, экономическое, психологическое и ценностное противостояние противоборствующих сторон. Для достижения поставленной цели предполагается сформировать у слушателей комплексное и разностороннее понимание причинно-следственных связей, механизма и последствий Второй мировой войны, в значительной степени предопределивших социальные процессы, происходившие в послевоенном мире, а также его состояние и общественное устройство при помощи акцентации внимания на наиболее тематически значимых и актуальных проблемах. Особое внимание предполагается уделить факторам, предопределившим победу стран антигитлеровской коалиции и взаимосвязи боевых действий на разных театрах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История Второй мировой войны 1939–1945 гг.» являются: ознакомление студентов с основными проблемами истории Второй мировой войны, основными понятиями и концепциями, используемыми в отечественной и зарубежной историографии. Курс также направлен на развитие у студентов умений анализировать специальную историческую литературу, вести научную дискуссию и публично представлять результаты исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент выявляет и оценивает понятийный аппарат и проблематику историко-научных исследований, особенности использования изучаемыми авторами исторических источников
  • Студент выделяет основные тезисы прочитанной литературы и обобщает прочитанный материал
  • Студент владеет навыками обобщения и анализа специальной научной литературы
  • Студент анализирует содержание прочитанной литературы, выделяя основные тезисы автора и критически оценивая убедительность приведенных аргументов, способен провести сравнение разных авто-ров, пишущих на одну тему, анализирует и критически оценивает тезисы других студентов, выдвигаемые в ходе устной дискуссии и полемики
  • Студент читает указанную в программе литературу и адекватно воспроизводит ее содержание, способен критически оценивать источники
  • Студент самостоятельно находит литературу в электронных базах данных, электронных каталогах и на бумажных носите-лях
  • Студент адекватно понимает научную литературу, написанную в рамках историографической традиции, отличной от традиции российской историографии, и способен выделить и проанализировать эти отличия
  • Студент своевременно и точно выполняет все задания по курсу
  • Студент может связать обсуждаемые в обществе и средствах массовой информации проблемы современного общества с содержанием курса, выделив исторически некорректные, но распространенные представления, в том числе мифы и стереотипы
  • Студент знает и способен разъяснить исторические особенности формирования ряда современных ценностей, присущих российской и мировой культуре, понимает значение международного сотрудничества, ценность мира и предотвращения войн, как гуманитарных катастроф, критически оценивает использование агрессии в качестве инструмента международных отношений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Актуальные и дискуссионные проблемы истории Второй мировой войны.
  • Истоки и причины Второй мировой войны.
  • Внешняя политика СССР и международные отношения (1 сентября 1939 – 21 июня 1941).
  • Третий рейх в годы Второй мировой войны.
  • Стратегические битвы и операции.
  • Плен и принудительный труд в годы Второй мировой войны.
  • Партизанское движение и Сопротивление в годы Второй мировой войны.
  • Русское Зарубежье в годы Второй мировой войны.
  • Коллаборационизм в годы Второй мировой войны.
  • Современник катастрофы: маленький человек на обочине войны.
  • Итоги Второй мировой войны: результаты, потери и последствия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий участие в работе на семинаре
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий письменная домашняя работа
  • неблокирующий письменная проверочная работа (тест)
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий участие в работе на семинаре
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий письменная домашняя работа
  • неблокирующий письменная проверочная работа (тест)
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * экзамен + 0.12 * письменная домашняя работа + 0.12 * участие в работе на семинаре + 0.12 * письменная проверочная работа (тест) + 0.24 * доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bartov, O. (2003). Germany’s War and the Holocaust : Disputed Histories. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671355

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ryan, C. (2010). Longest Day, The : The D-Day Story, June 6th, 1944. London: Tauris Parke Paperbacks. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=345575
  • Weiner, A. (2002). Making Sense of War : The Second World War and the Fate of the Bolshevik Revolution. Princeton, N.J.: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430829