• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
198099 Saint Petersburg
17 Promyshlennaya Ulitsa, Room 107

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190008 Saint Petersburg
16 Soyuza Pechatnikov Ulitsa
 

 Facebook

Administration
Department Head Alexander Semyonov
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Article
Socialist Internationalism and National Classifications at the Comintern Schools (1922-1943)

Matos Franco R. M.

Ab imperio. 2021. No. 3. P. 136-165.

Book chapter
Spells of Materialist Magic, or Soviet Children and Electric Power

Chunikhin K.

In bk.: The Pedagogy of Images: Depicting Communism for Children. University of Toronto Press, 2021. P. 265-298.

Working paper
Language and Cultural Contacts in the Russian-Nordic Borderlands: Change and Continuity

Vlakhov A., Deresh A., Mironova E. et al.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2021. No. 108.

Theory and History of Historical Knowledge

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

«Теория и история исторического знания» – дает цельное представление о процессе становления и развития исторической науки, ее особенностях в сравнении с другими формами существования исторического знания. Анализирует основные направления теоретических и методологических поисков в современной исторической науке, обеспечить знание и понимание студентами основных принципов и методов исторического познания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с проблематикой историографического исследования и его методами; • усвоение понятийно-категориального аппарата современной историографии; • знакомство с проблемой интерпретации понятий «историографический источник», «научная школа», «направление» в современной историографии; • формирование представлений о существующих системах классификации историографических направлений; • формирование представлений о становлении и эволюции исторической науки в прошлом и ее современном состоянии; • знакомство с дискуссионными проблемами современной историографии. Вторая часть курса посвящена раскрытию эвристических возможностей методов различных специальных исторических дисциплин, взаимодействии в процессе исторического исследования, При этом решаются следующие задачи: • знакомство студентов с проблематикой и методами различных специальных исторических дисциплин; • усвоение понятийно-категориального аппарата специальных областей исторического знания; • знакомство с основными этапами развития и становления комплекса исторических дисциплин; • формирование навыков работы с разными типами исторических источников в зависимости от поставленной исследовательской задачи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
  • Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины. Объясняет логику исторических событий Проводит различия между причинами и следствиями событий.
  • Воспроизводит основные термины и понятия. Применяет разные формы периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, правила, Оценивает значимость новых подходов. Видит преимущества и недостатки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Вычленяет части и направления историографии, выявляет взаимосвязи между ними; Проводит различия между подходами. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы; Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость разных подходов для современной историографии.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты проводит различие между фактами и следствиями. Оценивает значимость направления. Видит преимущества и недостатки
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Вычленяет части и направления историографии, выявляет взаимосвязи между ними; Проводит различия между подходами. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории, антропологии, микроистории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Оценивает значимость для понимания современных процессов. Применяет основные теории для анализа источников.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • • знать основные научные проблемы специальных исторических дисциплин и основные этапы их развития.
  • • владеть научным инструментарием и понятийно-категориальным аппаратом специальных исторических дисциплин, специальной терминологией
  • • уметь выбирать адекватные методы исследования, соответствующие его задачам и кор-пусу источников,
  • • уметь самостоятельно ориентироваться в источниках, составлять и использовать имею-щиеся базы данных в процессе исторического исследования.
  • знает этапы развития документоведения и дипломатики как исторических дисциплин
  • владение первичными навыками дипломатического анализа письменных исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука .
    Разнообразие форм знаний о прошлом. Типы исторического сознания. Функции исторического знания. Институциональные и социальные формы исторического знания. Ненаучные формы знания о прошлом.
  • Методы и принципы историографического исследования
    Основные категории историографического анализа: Хронологические и географические рамки курса.
  • Становление истории как науки. Возникновение историзма
    Развитие исторического знания в XVII – XVIII вв. Историки-эрудиты XVII-XVIII вв. Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения. Начало институционального оформления исторической науки. Новое понимание принципов и задач исторического исследования. Исторические взгляды английских просветителей. Болингброк как теоретик исторического познания
  • Историческая мысль России в XVIII в.
    Исторические условия развития науки на рубеже XVII-XVIII вв. Освоение европейской научно-исследовательской традиции (рационализм, прагматизм). Преобразования Петра I и их роль для развития исторических знаний. Исторические взгляды В.Н. Татищева и становление дворянской историографии. Роль Академии наук в разработке российской истории. Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Исторические взгляды М.М. Щербатова и И.Н. Болтина.
  • Историческая наука Западной Европы первой половины XIX в.
    Общие тенденции развития исторической науки в Европе. Историческое знание в политике европейских государств. Европейские университеты в конце XVIII – нач. XIX вв. В. Гумбольдт и возникновение Берлинского университета. Становление системы специализированной исторической периодики. Романтизм. Идея личности в понимании романтиков. Понятие «классического историзма». Творчество Л. фон Ранке и его учеников. Методологические представления Ранке. Особенности источниковедческой методики Ранке. Ранке и российские историки.
  • Историческая наука России в первой половине XIX в.
    Условия развития исторической науки в первой половине XIX в. Основные направления Российской историографии в первой половине XIX в. Исторические взгляды Н.М. Карамзина. Скептическая школа в русской историографии. Критический метод в работах М.Т. Каченовского. М.П. Погодин. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Концепция русской истории славянофилов. Западничество и государственная школа отечественной историографии. К.Д. Кавелин и формирование концепции органического развития русской истории. Б.Н. Чичерин. Т.Н. Грановский и становление медиевистики в России. Ученики Грановского. Миф о Грановском.
  • Историческая наука Западной Европы во второй половине XIX в. Марксистская историография.
    Позитивизм в исторической мысли Европы. Значение позитивизма для развития исторической науки. Формирование марксистской концепции исторического процесса. Основные марксистские категории исторического исследования. Марксистское направление в исторической науке Западной Европы второй половины XIX - начала ХХ вв. К. Каутский. Основные направления французской историографии. «Введение в историю» Ш. Ланглуа и Ш.-В. Сеньобоса как образец позитивистских взглядов на историю. Исторические взгляды А. Токвиля. Историческая мысль Англии второй половины XIX в. Основные тенденции развития и научные школы. Позитивизм в английской историографии. Г. Бокль. Вигская школа конституциональной истории Англии. Основные направления исторической мысли в Германии. Историко-правовое и политическое направление. Г.Л. Маурер. Исторические взгляды Г. Зибеля и Й.Г. Дройзена. Культурно-историческое направление. Я. Буркхардт. Творчество К. Ламперехта. Культурно-исторический метод. Методологическая дискуссия 90-х гг. XIX в.
  • Историческая наука в России во второй половине XIX – начале XX вв. Проблема кризиса исторической науки конца XIX – начала ХХ в.
    Организационная структура исторической науки. Исторические взгляды С.М. Соловьева. В.О. Ключевский и его школа. Петербургская школа русских историков. Проблема сближения Московской и Петербургской школ русских историков. Исторические взгляды П.Н. Милюкова.Исторические взгляды С.Ф. Платонова. Понятие «кризиса науки» в современной историографии, основные подходы. Ф. Ницше об истории. Критика позитивизма и европоцентризма. Разработка вопросов теории исторического познания в трудах неокантианцев (Г. Риккерт, В. Виндельбанд). Неокантианская методология истории. Историко-теоретические взгляды М. Вебера
  • Историческая наука России в 1920-е–1940-е гг. Формирование нового образа исторической науки
    Влияние Октября 1917 г. на историческую науку. «Старая» историческая наука, основные ее представители. Политика нового государства по отношению к «старым специалистам». Начало обособления от мирового историко-научного сообщества. Русская историческая наука за рубежом. Евразийство как отражение идеологических и научных поисков эмиграции. Г.В. Вернадский. Формирование марксистского направления отечественной исторической науки. М.Н. Покровский. «Дело Платонова». Становление тоталитарной системы. Судьба Академии Наук, академических институтов, историко-научного сообщества в целом. «Краткий курс ВКП(б)». Репрессии историков в конце 1930-х гг. Идеологические кампании конца 1940-начала 1950-х гг.
  • Основные тенденции развития исторической науки в первой половине ХХ в. Школа Анналов.
    Теоретико-методологические поиски (Б. Кроче, Р.Д. Коллингвуд). Основные школы и направления в европейской исторической науке. Национальные особенности организации исторической науки. Предпосылки формирования школы «Анналов». Новое понимание исторического факта и принципов работы исследователя с источником. Творчество М. Блока и Л. Февра. Поколения школы «Анналов».
  • Историческая наука во второй половине ХХ–начале ХХI вв. Национальные особенности организации исторической науки.
    Происхождение социальной истории. Соотношение «событий» и «структур» в истории. Новая проблематика исследований: индустриализация, рабочее движение, социальные группы. Социальная история и гендерная история. Количественные методы в истории. Социальная история и «история понятий». Р. Козеллек. Основные варианты социальной истории. Историография ФРГ. Клиометрия. Критика социальной истории со стороны исторической антропологии. Постмодернистский вызов и современное историческое познание. Теория исторического познания Х. Уайта. Теория тропов и начало «новой интеллектуальной истории». Методологические основы микроистории. Цель микроисторических исследований. К. Гинзбург. Микроистория и микроподходы (жанр и метод исторических исследований). Устная история. История повседневности. А. Людтке, X. Медик. Изменение проблематики исторических исследований. Историческая память, историческое сознание и историческая культура: соотношение понятий. Теории культурной и социальной памяти в современной историографии: А. Ассман, «Места памяти» П. Нора. Историческая политика.
  • Развитие советской исторической науки в 50-е – 80-е гг. XX в.
    ХХ съезд КПСС и влияние на изменение общественно-политической обстановки в стране. Попытки десталинизации исторической науки. Дискуссии историков о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодальной собственности, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте. Преодоление научной изоляции отечественного исторического сообщества. Складывание «нового направления» как итог методологических поисков исторической науки. М.Я Гефтер, А.Л. Сидоров, А.Я. Аврех. Разгром «нового направления» в 1960-е гг. Расширение сети университетов и институтов с историческими факультетами. Начало кризиса.
  • Российская историография в конце XX – начале XXI вв.
    Распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научную ситуацию. Методологический, проблемный, историософский плюрализм. Негативные процессы в науке в 1990-е гг. Историческая псевдолитература. «Новая хронология». Сложности внедрения в историческую науку достижений мировой и отечественной гуманитаристики ХХ в.
  • Хронология, метрология, генеалогия.
    Хронология. Предмет и задачи метрологии. Календари. Юлианский и Григорианский кален-дари. Единицы счета времени и их изменения. Виды летосчисления и точек отсчета. Религиозные (христианские) праздники и способы датировки рукописей по Пасхальному циклу. Определение дат по астрономическим явлениям. Методика применения хронологии в исторических исследованиях. Метрология. Источники по истории русской метрологии. Средневековые меры объема, дли-ны, площади, веса. Метрология Русской Правды. Метрология писцовых книг. Метрология внутри-монастырских описаний. Метрология Таможенных книг и записей. Метрическая система. Дискус-сионные вопросы русской метрологии. Генеалогия. История генеалогии. Предмет и задачи исторической генеалогии. Генеалогия и дипломатика. Источники генеалогической информации. Терминология родства и свойства. Методы генеалогических исследований. Генеалогические таблицы и росписи. Нисходящее и восходящее родословие. Система Соса-Страдоница и система Абовилля. Русская традиционная система родословной росписи. Базы данных.
  • Документоведение и дипломатика.
    История канцелярий средневековья и раннего нового времени. Основные тенденции развития документирования и документооборота в Средневековье и раннем Новом времени. Необходимость письменного фиксирования различных событий и ситуаций. Византийские традиции ведения документации. Королевские канцелярии. Папская канцелярия. «Революция документов» как переход к новому типу государственности. Особенности светских и духовных канцелярий. Традиции монастырских канцелярий в средневековой Европе и в Византии. Опыт изучения канцелярий разных видов в Европе. Методика работы с монастырскими картуляриями П. Бонасси и И.С. Филиппова. Канцелярии и канцелярские практики в Русском государстве в период Средневековья и ран-него Нового времени. Влияние византийской традиции на развитие русской практики документирования. Светские (княжеские) канцелярии. Этапы развития великокняжеских канцелярий. Монастырские канцелярии и проблемы их изучения. Работы А.Амосова, М.С. Черкасовой, Л. Ивиной и др. 2.2 Дипломатика как наука: основные этапы развития. Объект и предмет дипломатики. Происхождение названия дисциплины. Появление необходимости в изучении документации. Документоведение и дипломатика как родственные дисциплины. Декрет Иннокентия III о подложных буллах (1198). Гуманисты и их критика фальшивок. Лоренцо Валла: трактат о подложности "Константинова дара" (1443). "Отец дипломатики" Жан Мабильон (Мабийон) и его "Шесть книг о дипломатике" (1681). Вторая "дипломатическая война", связанная с полемикой вокруг труда Мабильона (конец XVII – начало XVIII в.). Ш. Дюканж и его словари средневековой латыни (1678) и средневекового греческого языка (1688). Шестая книга "Греческой палеографии" Б. де Монфокона, Тенденции развития дипломатики в странах зарубежной Европы в XIX – XX вв. Три области изучения актов: дипломатика королевских и императорских грамот, дипломатика папских грамот, дипломатика частных актов. Немецкая и французская школы дипломатики, их особенности, этапы становления. Метод Зиккеля и его роль в развитии европейской дипломатики в конце XIX – XX в. Изучение почерков писцов актов. Актуальные проблемы современной дипломатики и документоведения. Современные зару-бежные школы дипломатики. Базы данных и информационные ресурсы. 2.3 Русская дипломатика: история развития. Зарождение научной критики источников в России. "Поморские ответы" А. Денисова (1717). Петровские указы 1720 и 1722 гг. о сборе и ко-пировании "прежних жалованных грамот и других куриозных писем оригинальных". Элементы критики источников в "Истории" В.Н. Татищева. Становление русской дипломатики в XIX в.. Публикация русских актов в XIX – начале XX в.; многотомные издания. Деятельность Археографической экспедиции и Археографической комиссии, исторических обществ. Изучение разновидностей публичноправовых и частных актов. Труды С.Г. Саларева, Д.М. Мейчика, Н.П. Лихачева и др. Школа А. С. Лаппо-Данилевского: Метод "сводных текстов". Пути развития русской ди-пломатики в XXв. Дипломатика в советской исторической науке 20–80-х гг. ХХ в. Фундаментальные публикации русских актов XII–XVI вв. Труды С.М. Каштанова. Современное состояние русской дипломатики.
  • Метод дипломатического анализа и его возможности
    Виды документальных источников. Споры вокруг понятия «акт». Классификация русских актов. Специфика русского акта. Анализ внешней формы акта. Основные задачи анализа внешней формы акта для диплома-тического исследования. Выявление особенностей почерка, чернил, количество почерков. Анализ материала: пергамен, бумага. Печати. Проблема Ботье: о применимости методов палеографического анализа к поздним документам. Палеографическое изучение актов. Изучение внешней формы актов, применение методов палеографии, филигранологии и сфрагистики. "Изобразительные элементы" в актах. Филиграни: основные типы, их развитие. Альбомы филиграней. Формулярный анализ акта. Понятие формуляра. Части и компоненты условного формуляра: их специфика. Позднейшие подтверждения или другие записи юридического характера. Канцелярские пометы. Архивные пометы и печати. Приемы анализа структуры акта. Методика А.С. Лапо-Данилевского. Методика С.М. Каштанова. Происхождение и функции акта. Изучение происхождения актов. Привлечение дополни-тельных источников разных видов (особенно повествовательных), проливающих свет на происхождение акта. Использование результатов анализа внешней и внутренней формы акта для уяснения его происхождения. Изучение происхождения группы актов. Дипломатический анализ и синтез. Изучение социальной функции актов определенной разновидности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проходит в форме теста в системе ЛМС. Тест состоит из 30 вопросов по материалам лекций и семинаров. Время тестирования 40 минут
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
    включает в себя материал второй части дисциплины, состоит из теоретического вопроса и практикума
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * работа на семинарских занятиях + 0.3 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * контрольная работа + 0.7 * работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Володихин Д. М. - ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ИСТОРИКИ XVIII—XX ВЕКОВ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-07303-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriografiya-istorii-rossii-vydayuschiesya-istoriki-xviii-xx-vekov-433147

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Буллер А. - ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ИСТОРИИ + ДОПМАТЕРИАЛ В ЭБС 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 180с. - ISBN: 978-5-534-05911-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-teoriyu-istorii-dopmaterial-v-ebs-441598