• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория и история исторического знания

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

«Теория и история исторического знания» – дает цельное представление о процессе становления и развития исторической науки, ее особенностях в сравнении с другими формами существования исторического знания. Анализирует основные направления теоретических и методологических поисков в современной исторической науке, обеспечить знание и понимание студентами основных принципов и методов исторического познания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с проблематикой историографического исследования и его методами; • усвоение понятийно-категориального аппарата современной историографии; • знакомство с проблемой интерпретации понятий «историографический источник», «научная школа», «направление» в современной историографии; • формирование представлений о существующих системах классификации историографических направлений; • формирование представлений о становлении и эволюции исторической науки в прошлом и ее современном состоянии; • знакомство с дискуссионными проблемами современной историографии. Вторая часть курса посвящена раскрытию эвристических возможностей методов различных специальных исторических дисциплин, взаимодействии в процессе исторического исследования, При этом решаются следующие задачи: • знакомство студентов с проблематикой и методами различных специальных исторических дисциплин; • усвоение понятийно-категориального аппарата специальных областей исторического знания; • знакомство с основными этапами развития и становления комплекса исторических дисциплин; • формирование навыков работы с разными типами исторических источников в зависимости от поставленной исследовательской задачи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • владение первичными навыками дипломатического анализа письменных исторических источников
  • Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории, антропологии, микроистории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Оценивает значимость для понимания современных процессов. Применяет основные теории для анализа источников.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты проводит различие между фактами и следствиями. Оценивает значимость направления. Видит преимущества и недостатки
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Вычленяет части и направления историографии, выявляет взаимосвязи между ними; Проводит различия между подходами. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Вычленяет части и направления историографии, выявляет взаимосвязи между ними; Проводит различия между подходами. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы; Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость разных подходов для современной историографии.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, правила, Оценивает значимость новых подходов. Видит преимущества и недостатки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины. Объясняет логику исторических событий Проводит различия между причинами и следствиями событий.
  • Воспроизводит основные термины и понятия. Применяет разные формы периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
  • Воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
  • знает этапы развития документоведения и дипломатики как исторических дисциплин
  • • владеть научным инструментарием и понятийно-категориальным аппаратом специальных исторических дисциплин, специальной терминологией
  • • знать основные научные проблемы специальных исторических дисциплин и основные этапы их развития.
  • • уметь выбирать адекватные методы исследования, соответствующие его задачам и кор-пусу источников,
  • • уметь самостоятельно ориентироваться в источниках, составлять и использовать имею-щиеся базы данных в процессе исторического исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука .
  • Методы и принципы историографического исследования
  • Становление истории как науки. Возникновение историзма
  • Историческая мысль России в XVIII в.
  • Историческая наука Западной Европы первой половины XIX в.
  • Историческая наука России в первой половине XIX в.
  • Историческая наука Западной Европы во второй половине XIX в. Марксистская историография.
  • Историческая наука в России во второй половине XIX – начале XX вв. Проблема кризиса исторической науки конца XIX – начала ХХ в.
  • Историческая наука России в 1920-е–1940-е гг. Формирование нового образа исторической науки
  • Основные тенденции развития исторической науки в первой половине ХХ в. Школа Анналов.
  • Историческая наука во второй половине ХХ–начале ХХI вв. Национальные особенности организации исторической науки.
  • Развитие советской исторической науки в 50-е – 80-е гг. XX в.
  • Российская историография в конце XX – начале XXI вв.
  • Хронология, метрология, генеалогия.
  • Документоведение и дипломатика.
  • Метод дипломатического анализа и его возможности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проходит в форме теста в системе ЛМС. Тест состоит из 30 вопросов по материалам лекций и семинаров. Время тестирования 40 минут
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
    включает в себя материал второй части дисциплины, состоит из теоретического вопроса и практикума
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.7 * работа на семинарских занятиях + 0.3 * экзамен
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.7 * работа на семинарских занятиях + 0.3 * контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Володихин Д. М. - ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ИСТОРИКИ XVIII—XX ВЕКОВ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-07303-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriografiya-istorii-rossii-vydayuschiesya-istoriki-xviii-xx-vekov-433147

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Буллер А. - ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ИСТОРИИ + ДОПМАТЕРИАЛ В ЭБС 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 180с. - ISBN: 978-5-534-05911-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-teoriyu-istorii-dopmaterial-v-ebs-441598

Авторы

  • Дадыкина Маргарита Михайловна
  • Хряков Александр Васильевич