• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Article
Сholera Riots in Staraia Russa in 1831. People and the Authorities: Actions, Motives, Concerns
In press

Belan M.

Slavonic and East European Review. 2024. Vol. 102. No. 2.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

World History: The History of Civilizations of the West

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины «Всеобщая история (история западных цивилизаций)» – дать цельное представление о процессе становления и развития современной западной цивилизации (Западной Европы и Северной Америки). Показать основные этапы эволюции западного общества и государства, продемонстрировать особенности отдельных стран и регионов в XVI-XX вв. Продемонстрировать основные направления теоретических и методологических поисков в современной исторической науке, обеспечить знание и понимание студентами основных принципов и методов исторического познания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • – познакомиться с основной совокупностью фактов по истории стран западной цивилизации XVI-XX вв. и уметь оперировать ими в практической деятельности;
  • – усвоить понятийно-категориальный аппарат современной исторической науки;
  • – познакомиться с основными концепциями исторического развития общества и – научиться использовать их применительно к истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время;
  • – познакомиться с основными историческими и историографическими источниками по Новой и новейшей истории стран Европы и Америки;
  • – сформировать представление о современном состоянии современной историографии, познакомиться с ее проблематикой и основными дискуссионными проблемами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания. Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет различие между историей и памятью.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет роль демографических процессов. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет причины политических и духовных перемен. Объясняет различия в понимании религиозных догматов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные термины и понятия, факты. Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы. Вычленяет направления общественных движений и партий и выявляет взаимосвязи между ними. Видит сходства и различия.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, правила, Оценивает значимость новых подходов. Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Вычленяет части и направления общественных движений и партий и выявляет взаимосвязи между ними. Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы; Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы. Видит сходства и различия. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука
    Разнообразие форм знаний о прошлом. Типы исторического сознания. Функции исторического знания. Институциональные и социальные формы исторического знания. Ненаучные формы знания о прошлом. История и память
  • Раннее Новое время.
    Проблема периодизации. Демографические процессы в Западной Европе. Развитие производительных сил в конце XV-XVII вв. Новые технологии и их воздействие на политику и культуру Великие географические открытия. «Революция цен». Зарождение капитализма. Ост-индская компания. Усложнение социальной структуры. Абсолютная монархия. «Процесс цивилизации». «Военная революция». Положение Церкви. Новые формы идеологии.
  • Реформация и процессы конфессионализации в Западной Европе в Новое время.
    Католическая церковь в Европе. Предпосылки Реформации. Мартин Лютер. Реформация в Женеве. Ж. Кальвин, его вероучение и политические взгляды. Распространение кальвинизма в Западной Европе и Северной Америке. Религиозные войны. Контрреформация в Европе. Распространение католицизма в Латинской Америке. Влияние протестантизма и католицизма на западную цивилизацию.
  • Старый порядок в Европе и Великая Французская революция
    Политические кризисы в Центральной и Восточной Европе конца XVI XVII в. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Политическая карта Европы XVII-XVIII вв. Английская революция. Войны за независимость США. Французская революция. Основные этапы Французской революции. Революционная идеология и эстетика. Научная революция раннего Нового времени в Европе и ее социально-культурный контекст.
  • «Долгий XIX в.» в Западной Европе и Северной Америке.
    Западная Европа и Северная Америка после Французской революции и Войны за независимость. Демографические процессы. Процесс урбанизации. Классы. Гражданское общество как социально-исторический феномен. Политические партии и неполитические ассоциации. Революции 1830-40-х гг. Промышленная революция Становление наций и национализм в ХIХ в. Колониализм и противоборство колониальных империй в конце ХIХ – начале ХХ веков.
  • Первая мировая война и революции в начале ХХ в.
    Июльский кризис 1914 г. и начало Первой мировой войны. Причины войны. Война и российское общество. Отношение к войне основных политических сил в России и Европе. «Идеи 1914 г.» Феномен «тотальной войны». Брестский мир. 14 пунктов В. Вильсона. Версальский мир. Значение войны в истории стран Европы и Америки. Революция 1917 г. в России. Ноябрьская революция в Германии. Распад европейских империй.
  • Европа в межвоенный период 1919-1939 гг
    Подъём массовых движений в Европе и Америки в 1918–1920 гг. Проявления демократизации политических режимов. Типологизация политических режимов ХХ в. Причины и проявления свёртывания демократии в Европе. Фашистский режим Муссолини. Консервативная революция и подъём правых сил в Веймарской Германии. Идеология национал-социализма. Структура НСДАП и государства. Холокост. Индустрия террора. Внешняя политика, подготовка к войне. Крах нацистского государства. «Восстание масс».
  • Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Рузвельта в США
    Экономический рост 20-х гг. ХХ в. и его последствия. «Великая депрессия» и пути выхода из кризиса. Основные положения теории Дж.М. Кейнса. Курс Ф. Рузвельта. Государственное регулирование экономики, его цели и инструменты.
  • Вторая мировая война. Восстановление Европы и начало Холодной войны
    Мир накануне Второй мировой войны. Лига наций. «Политика умиротворения». Германо-советские отношения накануне войны. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-финляндская война. Периодизация Второй мировой войны. Вторжение Германии в Польшу. «Странная война». План Барбаросса. Начало Великой отечественной войны. Формирование антигитлеровской коалиции. Боевые действия в Африке и Тихом океане. Коренной перелом. Тегеранская и Ялтинская конференции. Крах гитлеровской Германии. Потсдамская конференция. Окончание войны. Нюрнбергский трибунал. Возникновение и основные направления деятельности ООН. Причины и предпосылки «холодной войны». Военно-политические конфликты 50-60-х гг. ХХ в. Новые тенденции в развитии политических партий и общественных движений.
  • Американский мир после Второй мировой войны
    Экономическое и политическое положение США после II мировой войны. Программа либеральных реформ «Справедливого курса» Г. Трумэна. Рост консервативных тенденций в жизни США. Маккартизм. Д. Эйзенхауэр и вступление США в консервативную фазу политического цикла. Президентство Дж. Кеннеди. Платформа «Новых рубежей». Идеология либерального технократизма. Карибский международный кризис и его последствия. Президентство Л. Джонсона. Программа «великого общества». Активизация социального протеста в 60-е гг. Социокультурная трансформация американского общества. Студенческое движение. Война во Вьетнаме. «Консервативная волна» 1980-х гг. Р. Рейган. Рейганомика и ее результаты.
  • Формирование единой Европы: от проекта к реальности
    Усиление государственного регулирования экономики в европейских странах. Пребывание у власти блока ХДС/ХСС. Политическое лидерство К. Аденауэра, де Голля. Экономические реформы Эрхарда. Экономический рост ФРГ. Концепция и практика социального рыночного хозяйства. Экономический неолиберализм. Либеральный технократизм. Становление государства «всеобщего благоденствия». Общественно-политический кризис 1968 г. Стагнация экономики. Политическая программа и социально-экономическая политика консервативного правительства Тэтчер. Модернизация социального государства. Идейные основы политики шведских социал-демократов. Система либерального корпоративизма. Идея единой Европы в истории. Создание Европейского Союза.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Тест
    Тест проводится по материалам курса, на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие устройств ввода и вывода.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Семинарские занятия + 0.3 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Хейфец В. Л., Костюк Р. В., Власов Н. А., Ниязов Н. С. ; Под ред. Хейфеца В.Л. - ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-01030-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-noveyshego-vremeni-433221

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ачкасов В. А. [и др.] ; под ред. Ачкасова В.А., Ланцова С.А. - ИСТОРИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 335с. - ISBN: 978-5-534-06253-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vtoroy-mirovoy-voyny-438119
  • Мальков В. Л. - АМЕРИКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА 2-е изд. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 568с. - ISBN: 978-5-534-08930-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/amerika-v-pervoy-polovine-hh-veka-426754
  • Петрович-Белкин О. К. - ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-11901-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-kultura-evropy-446379
  • Пленков О. Ю. - ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 368с. - ISBN: 978-5-534-12482-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-noveyshego-vremeni-447604