• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всеобщая история (история западных цивилизаций)

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины «Всеобщая история (история западных цивилизаций)» – дать цельное представление о процессе становления и развития современной западной цивилизации (Западной Европы и Северной Америки). Показать основные этапы эволюции западного общества и государства, продемонстрировать особенности отдельных стран и регионов в XVI-XX вв. Продемонстрировать основные направления теоретических и методологических поисков в современной исторической науке, обеспечить знание и понимание студентами основных принципов и методов исторического познания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • – познакомиться с основной совокупностью фактов по истории стран западной цивилизации XVI-XX вв. и уметь оперировать ими в практической деятельности;
  • – усвоить понятийно-категориальный аппарат современной исторической науки;
  • – познакомиться с основными концепциями исторического развития общества и – научиться использовать их применительно к истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время;
  • – познакомиться с основными историческими и историографическими источниками по Новой и новейшей истории стран Европы и Америки;
  • – сформировать представление о современном состоянии современной историографии, познакомиться с ее проблематикой и основными дискуссионными проблемами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания. Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет различие между историей и памятью.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет роль демографических процессов. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет причины политических и духовных перемен. Объясняет различия в понимании религиозных догматов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные термины и понятия, факты. Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы. Вычленяет направления общественных движений и партий и выявляет взаимосвязи между ними. Видит сходства и различия.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, правила, Оценивает значимость новых подходов. Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Вычленяет части и направления общественных движений и партий и выявляет взаимосвязи между ними. Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы; Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет логику исторических событий. Проводит различия между причинами и следствиями событий. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы. Видит сходства и различия. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука
    Разнообразие форм знаний о прошлом. Типы исторического сознания. Функции исторического знания. Институциональные и социальные формы исторического знания. Ненаучные формы знания о прошлом. История и память
  • Раннее Новое время.
    Проблема периодизации. Демографические процессы в Западной Европе. Развитие производительных сил в конце XV-XVII вв. Новые технологии и их воздействие на политику и культуру Великие географические открытия. «Революция цен». Зарождение капитализма. Ост-индская компания. Усложнение социальной структуры. Абсолютная монархия. «Процесс цивилизации». «Военная революция». Положение Церкви. Новые формы идеологии.
  • Реформация и процессы конфессионализации в Западной Европе в Новое время.
    Католическая церковь в Европе. Предпосылки Реформации. Мартин Лютер. Реформация в Женеве. Ж. Кальвин, его вероучение и политические взгляды. Распространение кальвинизма в Западной Европе и Северной Америке. Религиозные войны. Контрреформация в Европе. Распространение католицизма в Латинской Америке. Влияние протестантизма и католицизма на западную цивилизацию.
  • Старый порядок в Европе и Великая Французская революция
    Политические кризисы в Центральной и Восточной Европе конца XVI XVII в. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Политическая карта Европы XVII-XVIII вв. Английская революция. Войны за независимость США. Французская революция. Основные этапы Французской революции. Революционная идеология и эстетика. Научная революция раннего Нового времени в Европе и ее социально-культурный контекст.
  • «Долгий XIX в.» в Западной Европе и Северной Америке.
    Западная Европа и Северная Америка после Французской революции и Войны за независимость. Демографические процессы. Процесс урбанизации. Классы. Гражданское общество как социально-исторический феномен. Политические партии и неполитические ассоциации. Революции 1830-40-х гг. Промышленная революция Становление наций и национализм в ХIХ в. Колониализм и противоборство колониальных империй в конце ХIХ – начале ХХ веков.
  • Первая мировая война и революции в начале ХХ в.
    Июльский кризис 1914 г. и начало Первой мировой войны. Причины войны. Война и российское общество. Отношение к войне основных политических сил в России и Европе. «Идеи 1914 г.» Феномен «тотальной войны». Брестский мир. 14 пунктов В. Вильсона. Версальский мир. Значение войны в истории стран Европы и Америки. Революция 1917 г. в России. Ноябрьская революция в Германии. Распад европейских империй.
  • Европа в межвоенный период 1919-1939 гг
    Подъём массовых движений в Европе и Америки в 1918–1920 гг. Проявления демократизации политических режимов. Типологизация политических режимов ХХ в. Причины и проявления свёртывания демократии в Европе. Фашистский режим Муссолини. Консервативная революция и подъём правых сил в Веймарской Германии. Идеология национал-социализма. Структура НСДАП и государства. Холокост. Индустрия террора. Внешняя политика, подготовка к войне. Крах нацистского государства. «Восстание масс».
  • Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Рузвельта в США
    Экономический рост 20-х гг. ХХ в. и его последствия. «Великая депрессия» и пути выхода из кризиса. Основные положения теории Дж.М. Кейнса. Курс Ф. Рузвельта. Государственное регулирование экономики, его цели и инструменты.
  • Вторая мировая война. Восстановление Европы и начало Холодной войны
    Мир накануне Второй мировой войны. Лига наций. «Политика умиротворения». Германо-советские отношения накануне войны. Пакт Молотова-Риббентропа. Советско-финляндская война. Периодизация Второй мировой войны. Вторжение Германии в Польшу. «Странная война». План Барбаросса. Начало Великой отечественной войны. Формирование антигитлеровской коалиции. Боевые действия в Африке и Тихом океане. Коренной перелом. Тегеранская и Ялтинская конференции. Крах гитлеровской Германии. Потсдамская конференция. Окончание войны. Нюрнбергский трибунал. Возникновение и основные направления деятельности ООН. Причины и предпосылки «холодной войны». Военно-политические конфликты 50-60-х гг. ХХ в. Новые тенденции в развитии политических партий и общественных движений.
  • Американский мир после Второй мировой войны
    Экономическое и политическое положение США после II мировой войны. Программа либеральных реформ «Справедливого курса» Г. Трумэна. Рост консервативных тенденций в жизни США. Маккартизм. Д. Эйзенхауэр и вступление США в консервативную фазу политического цикла. Президентство Дж. Кеннеди. Платформа «Новых рубежей». Идеология либерального технократизма. Карибский международный кризис и его последствия. Президентство Л. Джонсона. Программа «великого общества». Активизация социального протеста в 60-е гг. Социокультурная трансформация американского общества. Студенческое движение. Война во Вьетнаме. «Консервативная волна» 1980-х гг. Р. Рейган. Рейганомика и ее результаты.
  • Формирование единой Европы: от проекта к реальности
    Усиление государственного регулирования экономики в европейских странах. Пребывание у власти блока ХДС/ХСС. Политическое лидерство К. Аденауэра, де Голля. Экономические реформы Эрхарда. Экономический рост ФРГ. Концепция и практика социального рыночного хозяйства. Экономический неолиберализм. Либеральный технократизм. Становление государства «всеобщего благоденствия». Общественно-политический кризис 1968 г. Стагнация экономики. Политическая программа и социально-экономическая политика консервативного правительства Тэтчер. Модернизация социального государства. Идейные основы политики шведских социал-демократов. Система либерального корпоративизма. Идея единой Европы в истории. Создание Европейского Союза.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие усторйств ввода и вывода.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Семинарские занятия + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Хейфец В. Л., Костюк Р. В., Власов Н. А., Ниязов Н. С. ; Под ред. Хейфеца В.Л. - ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-01030-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-noveyshego-vremeni-433221

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ачкасов В. А. [и др.] ; под ред. Ачкасова В.А., Ланцова С.А. - ИСТОРИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 335с. - ISBN: 978-5-534-06253-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vtoroy-mirovoy-voyny-438119
  • Мальков В. Л. - АМЕРИКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА 2-е изд. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 568с. - ISBN: 978-5-534-08930-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/amerika-v-pervoy-polovine-hh-veka-426754
  • Петрович-Белкин О. К. - ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-11901-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-kultura-evropy-446379
  • Пленков О. Ю. - ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 368с. - ISBN: 978-5-534-12482-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-noveyshego-vremeni-447604