• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Article
Revolution and Political Violence in Central Europe. The Deluge of 1919

Gužvica S.

Europe-Asia Studies. 2023. Vol. 75. No. 8. P. 1419-1421.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Bordere in 1617-1618

Selin A. A.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2023. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

History

2019/2020
Academic Year
ENG
Instruction in English
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 3 module

Instructors

Course Syllabus

Abstract

Курс "История" посвящен изучению ключевых проблем истории России в контексте современных общественных дискуссий. Настоящая дисциплина относится к общему циклу профессиональных дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История Отечества, Всемирная история, Английский язык. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: умение анализировать исторические источники на русском и иностранном языках, уметь сопоставлять разные виды информации (например, графические и текстовые и т. п.). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Право, Философия, Экономическая теория, Human Resource Management, Теория организации.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • умение использовать исторические знания в обыденной жизни, вести научную дискуссию
  • ознакомление с основными проблемами, связанными с политическим измерением исторического знания и механизмами его инструментализации
  • получение современных знаний об истории
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
  • Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
  • Способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социальноэкономическим процессам в России и в мире
  • Способен свободно общаться, выражать свои мысли устно и письменно, вести дискуссию на русском и английском языках
Course Contents

Course Contents

  • Тема 1. История в современном мире
    Особенности исторического сознания в прошлом. Использование исторического прошлого современными государствами. Понятия идентичности и нация. Базовые представления об исторической политике. Историческая травма и ее преодоление. Концепция мест памяти. Изобретение традиций
  • Тема 2. Древняя Русь IX-XIII вв.
    Взгляды на происхождение государственности у восточных славян. Норманская и антинорманская теории. Политическое устройство русских княжеств. Влияние Великого княжества Литовского и Монгольского государства на Русь. Вопрос о «монголо-татарском иге». Память об Александре Невском
  • Тема 3. Московское государство XIV-XVII.
    Концепция «Москва – III Рим». Оценки деятельности Ивана Грозного. История Смуты и роль народного ополчения Минина и Пожарского. «Воссоединение России с Украиной».
  • Тема 4. Российская империя XVIII в.
    Итоги правления Петра I. Роль монарха в эпоху дворцовых переворотов. «Греческий проект» Екатерины II
  • Тема 5. Российская империя XIX в.
    Особенности Отечественной войны 1812 года. Идеология декабристского движения. Сущность и причины Великих реформ Александра II . Николай II как политик и как личность.
  • Тема 6. Революция и Гражданская война.
    Образ Ленина. «Красные» и «белые». Национальные революции на постимперском пространстве. Борьба вокруг мемориальных проектов по увековечиванию «героев» и «жертв» Гражданской войны
  • Тема 7. СССР в период Сталина.
    Сталин как политический лидер. Итоги индустриализации в СССР. Дискуссии о сущности Большого террора. Пакт Молотова-Риббентропа. Память о Великой отечественной войне
  • Тема 8 Распад СССР.
    Экономика СССР в послевоенный период. Холодная война. Национальный вопрос в СССР. Причины распада СССР.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • Partially blocks (final) grade/grade calculation Экзаменационное эссе
    Эссе в виде развернутого ответа на один вопрос из списка (по выбору студента). Эссе присылается на посту преподавателя, который вел семинарские занятия. У эссе должен быть заголовок выбранной темы, ФИО, номер группы. Оформление — формат doc или docx. Название файла в формате: Фамилия_Номер группы (например, Тарасов_190).
  • Partially blocks (final) grade/grade calculation Домашнее задание
    Устное сообщение по выбранной теме, подготовленное группой студентов (1-3 человека). В докладе студенты должны рассказать об одном из примеров политически актуальных исторических коммемораций (памятники и ритуалы, объекты историко-культурного наследия и социально значимые проекты), и показать на этих примерах пересечение возможных позиций науки (исторического знания), общества и государства. Тема доклада предварительно согласуется с преподавателем. Доклад сопровождается демонстрацией слайдов. Время выступления – 15-20 мин.
  • Partially blocks (final) grade/grade calculation Аудиторная работа
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (3 module)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.5 * Экзаменационное эссе
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Philip Cunliffe. (2017). Lenin Lives! : Reimagining the Russian Revolution 1917-2017. [N.p.]: Zero Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590626
  • The Desacralization of Revolution and Anti-revolution Consensus in Modern Russia: the 2017 Anniversary and Its (Non-)Use in Politics ; Десакрализация революции и антиреволюционный консенсус в современной России: юбилей 2017 года и его политическое использование/неиспользование. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CB69711C
  • Белова, Т. (2011). Отечественные Историки Рубежа Xx—Xxi Вв. Об Эпохе «Дворцовых Переворотов». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DBCB27F
  • БЫКОВ А. В. (2016). Историческая Память О Великой Отечественной Войне И Современная Политика. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92EAAB5F
  • Викторович, К. К., & Александровна, С. А. (2019). И. В. Сталин как политический миф в современной России. Concept / Koncept, (1), 1–6. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2019-13003
  • Данилевский, И. (2011). Александр Невский И Тевтонский Орден. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A9FDA9D1
  • Кафедра истории южных и западных славян. (2015). Историческая политика и практики памяти (как фактор национальной историографий и реальной политики) : Спец. модуль (дисциплина) по выбору студента : Аннотация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5FDCBF12
  • Кирчанов, М. (2014). Историческая Политика В Транзитных Обществах (Проблемы И Противоречия). Общество: Философия, История, Культура, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15664966
  • Лупанова, М. (2008). «Греческий проект» Екатерины Великой. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BD9EFCCC
  • ПАВЛЕНКО ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА. (2014). Столетний Юбилей Отечественной Войны 1812 Г.: Год Спустя. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D55CC506
  • Пенской Виталий Викторович. (2015). Святой Или “Erbfeind Gantzer Christenheit”? Иван Грозный И Его Эпоха: Образ И Реальность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.50E90AAD
  • Постникова А. А. (2016). Война 1812 г. в культурно-историческом пространстве России и Франции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DB544739
  • Регинская, Н. (2011). Александр Невский Как Символ Национальной Идентичности В Современном Искусстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2241C594
  • ШУБИН АЛЕКСАНДР ВЛАДЛЕНОВИЧ. (2016). Распад Ссср: Объективные Причины И Субъективные Факторы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B8EDBDA

Recommended Additional Bibliography

  • ‘National Unity Day’ and ‘October Revolution Day’ holidays — image analysis constituted by the media ; Анализ образа праздников «день народного единства» и «день октябрьской революции», конструируемого СМИ. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.99776745
  • Dreeze, J. R. (2013). On the Creation of Gods: Lenin’s Image in Stalin’s Cult of Personality. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OhioLink.oai.etd.ohiolink.edu.osu1366129547
  • АНДРЕЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА, ИЛЬИН ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ, БЕЛОУСОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ, ИВАНОВА ТАИСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, КУЗНЕЦОВА СВЕТЛАНА ДМИТРИЕВНА, ПАРШИНА АЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА, & СМИРНОВ АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ. (2016). Историческая Память России И Декабристы. 1825-2015. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6BE5B779
  • Бауэр, Е. (2013). Судьба Теории «Москва – Третий Рим» В Древнерусской Книжности (К Историографии Проблемы). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5F1F032
  • Бодунова, А. С. (2017). Социальная, семейная и индивидуальная память о Великой Отечественной войне. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CB11516C
  • В. Н. Ефремова. (n.d.). День Народного Единства: Изобретение Праздника. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fden-narodnogo-edinstva-izobretenie-prazdnika
  • Венков Александр Андреевич. (n.d.). Образ В.И. Ленина И Его Трансформация В Советском Художественном Кинематографе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fobraz-v-i-lenina-i-ego-transformatsiya-v-sovetskom-hudozhestvennom-kinematografe
  • Демичев, А. (2012). Образ Петра I Как «Идеального» Монарха В Российском Менталитете Xviii Века (По Материалам Исторических Анекдотов). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D05C3B1E
  • Клименко, А. (2013). Концепция «Москва – Третий Рим» В Геополитической Практике И. В. Сталина. ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, (24 (684)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15301907
  • Леонтьева, О. (2008). “Страшен Царь Петр”: Образ Петра Великого В Культуре Пореформенной России (1860 1880-Е Гг.)*. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A273BB1A
  • Мельникова Екатерина. (n.d.). Алейда Ассман. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с. ISBN 978-5-4448-0146-8. Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 223 с. ISBN 978-5-4448-0516-9. Алейда Ассман. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. Пер. С нем. Б. Хлебникова; пер. Английских цитат Д. Тимофеева. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 272 с. ISBN 978-5-4448-0648-7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2faleyda-assman-dlinnaya-ten-proshlogo-memorialnaya-kultura-i-istoricheskaya-politika-per-s-nem-borisa-hlebnikova-m-novoe-literaturnoe
  • Нахимова, Е. (2010). Мифологема Александр Невский В Современной Массовой Коммуникации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.65CD3A09
  • Нолев, Е. (2013). «Монголо-Татарское Иго»: Идеологический И Методологический Аспекты Исторического Дискурса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4ACD6F0B
  • ОСПЕННИКОВ Ю.В. (2015). Память О Великой Отечественной Войне В Современной России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.52C434F6
  • Приймак Юрий Владимирович. (n.d.). «Греческий проект» в контексте включения Крымского ханства в состав российской империи. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fgrecheskiy-proekt-v-kontekste-vklyucheniya-krymskogo-hanstva-v-sostav-rossiyskoy-imperii
  • Пряжникова, О. (2010). Урок-Суд: «Иван Грозный Кровавый Тиран Или Выдающийся Правитель?». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.72BA5BCC
  • Пятнов, П. (2011). Память О Событиях 1812 Г. — Вечно Волнующая Экскурсионная Тема. Современные Проблемы Сервиса и Туризма, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14671584
  • Румачик, С. (2012). «Казацкая Война» В Современной Российской, Украинской И Польской Историографии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.50CC2E26
  • Самойлова Анна Валентиновна. (n.d.). Феномен конструирования русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве (на примере музыки С. С. Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ffenomen-konstruirovaniya-russkoy-natsionalno-kulturnoy-identichnosti-v-muzykalnom-iskusstve-na-primere-muzyki-s-s-prokofieva-k-filmu-s-m
  • ТУРАЕВ ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ. (2015). Кризис Советской Идентичности И Распад Ссср. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.787AD36F
  • Фомин, В. (2009). Норманская Теория И Ее Научная Несостоятельность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55170B2B