• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

History

2019/2020
Учебный год
ENG
Обучение ведется на английском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Преподаватели

Course Syllabus

Abstract

Курс "История" посвящен изучению ключевых проблем истории России в контексте современных общественных дискуссий. Настоящая дисциплина относится к общему циклу профессиональных дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История Отечества, Всемирная история, Английский язык. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: умение анализировать исторические источники на русском и иностранном языках, уметь сопоставлять разные виды информации (например, графические и текстовые и т. п.). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Право, Философия, Экономическая теория, Human Resource Management, Теория организации.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • умение использовать исторические знания в обыденной жизни, вести научную дискуссию
  • ознакомление с основными проблемами, связанными с политическим измерением исторического знания и механизмами его инструментализации
  • получение современных знаний об истории
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
  • Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
  • Способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социальноэкономическим процессам в России и в мире
  • Способен свободно общаться, выражать свои мысли устно и письменно, вести дискуссию на русском и английском языках
Course Contents

Course Contents

  • Тема 1. История в современном мире
    Особенности исторического сознания в прошлом. Использование исторического прошлого современными государствами. Понятия идентичности и нация. Базовые представления об исторической политике. Историческая травма и ее преодоление. Концепция мест памяти. Изобретение традиций
  • Тема 2. Древняя Русь IX-XIII вв.
    Взгляды на происхождение государственности у восточных славян. Норманская и антинорманская теории. Политическое устройство русских княжеств. Влияние Великого княжества Литовского и Монгольского государства на Русь. Вопрос о «монголо-татарском иге». Память об Александре Невском
  • Тема 3. Московское государство XIV-XVII.
    Концепция «Москва – III Рим». Оценки деятельности Ивана Грозного. История Смуты и роль народного ополчения Минина и Пожарского. «Воссоединение России с Украиной».
  • Тема 4. Российская империя XVIII в.
    Итоги правления Петра I. Роль монарха в эпоху дворцовых переворотов. «Греческий проект» Екатерины II
  • Тема 5. Российская империя XIX в.
    Особенности Отечественной войны 1812 года. Идеология декабристского движения. Сущность и причины Великих реформ Александра II . Николай II как политик и как личность.
  • Тема 6. Революция и Гражданская война.
    Образ Ленина. «Красные» и «белые». Национальные революции на постимперском пространстве. Борьба вокруг мемориальных проектов по увековечиванию «героев» и «жертв» Гражданской войны
  • Тема 7. СССР в период Сталина.
    Сталин как политический лидер. Итоги индустриализации в СССР. Дискуссии о сущности Большого террора. Пакт Молотова-Риббентропа. Память о Великой отечественной войне
  • Тема 8 Распад СССР.
    Экономика СССР в послевоенный период. Холодная война. Национальный вопрос в СССР. Причины распада СССР.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • Partially blocks (final) grade/grade calculation Экзаменационное эссе
    Эссе в виде развернутого ответа на один вопрос из списка (по выбору студента). Эссе присылается на посту преподавателя, который вел семинарские занятия. У эссе должен быть заголовок выбранной темы, ФИО, номер группы. Оформление — формат doc или docx. Название файла в формате: Фамилия_Номер группы (например, Тарасов_190).
  • Partially blocks (final) grade/grade calculation Домашнее задание
    Устное сообщение по выбранной теме, подготовленное группой студентов (1-3 человека). В докладе студенты должны рассказать об одном из примеров политически актуальных исторических коммемораций (памятники и ритуалы, объекты историко-культурного наследия и социально значимые проекты), и показать на этих примерах пересечение возможных позиций науки (исторического знания), общества и государства. Тема доклада предварительно согласуется с преподавателем. Доклад сопровождается демонстрацией слайдов. Время выступления – 15-20 мин.
  • Partially blocks (final) grade/grade calculation Аудиторная работа
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (3 module)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.5 * Экзаменационное эссе
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Philip Cunliffe. (2017). Lenin Lives! : Reimagining the Russian Revolution 1917-2017. [N.p.]: Zero Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590626
  • The Desacralization of Revolution and Anti-revolution Consensus in Modern Russia: the 2017 Anniversary and Its (Non-)Use in Politics ; Десакрализация революции и антиреволюционный консенсус в современной России: юбилей 2017 года и его политическое использование/неиспользование. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CB69711C
  • Белова, Т. (2011). Отечественные Историки Рубежа Xx—Xxi Вв. Об Эпохе «Дворцовых Переворотов». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DBCB27F
  • БЫКОВ А. В. (2016). Историческая Память О Великой Отечественной Войне И Современная Политика. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92EAAB5F
  • Викторович, К. К., & Александровна, С. А. (2019). И. В. Сталин как политический миф в современной России. Concept / Koncept, (1), 1–6. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2019-13003
  • Данилевский, И. (2011). Александр Невский И Тевтонский Орден. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A9FDA9D1
  • Кафедра истории южных и западных славян. (2015). Историческая политика и практики памяти (как фактор национальной историографий и реальной политики) : Спец. модуль (дисциплина) по выбору студента : Аннотация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5FDCBF12
  • Кирчанов, М. (2014). Историческая Политика В Транзитных Обществах (Проблемы И Противоречия). Общество: Философия, История, Культура, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15664966
  • Лупанова, М. (2008). «Греческий проект» Екатерины Великой. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BD9EFCCC
  • ПАВЛЕНКО ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА. (2014). Столетний Юбилей Отечественной Войны 1812 Г.: Год Спустя. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D55CC506
  • Пенской Виталий Викторович. (2015). Святой Или “Erbfeind Gantzer Christenheit”? Иван Грозный И Его Эпоха: Образ И Реальность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.50E90AAD
  • Постникова А. А. (2016). Война 1812 г. в культурно-историческом пространстве России и Франции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DB544739
  • Регинская, Н. (2011). Александр Невский Как Символ Национальной Идентичности В Современном Искусстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2241C594
  • ШУБИН АЛЕКСАНДР ВЛАДЛЕНОВИЧ. (2016). Распад Ссср: Объективные Причины И Субъективные Факторы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B8EDBDA

Recommended Additional Bibliography

  • ‘National Unity Day’ and ‘October Revolution Day’ holidays — image analysis constituted by the media ; Анализ образа праздников «день народного единства» и «день октябрьской революции», конструируемого СМИ. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.99776745
  • Dreeze, J. R. (2013). On the Creation of Gods: Lenin’s Image in Stalin’s Cult of Personality. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OhioLink.oai.etd.ohiolink.edu.osu1366129547
  • АНДРЕЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА, ИЛЬИН ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ, БЕЛОУСОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ, ИВАНОВА ТАИСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, КУЗНЕЦОВА СВЕТЛАНА ДМИТРИЕВНА, ПАРШИНА АЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА, & СМИРНОВ АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ. (2016). Историческая Память России И Декабристы. 1825-2015. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6BE5B779
  • Бауэр, Е. (2013). Судьба Теории «Москва – Третий Рим» В Древнерусской Книжности (К Историографии Проблемы). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5F1F032
  • Бодунова, А. С. (2017). Социальная, семейная и индивидуальная память о Великой Отечественной войне. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CB11516C
  • В. Н. Ефремова. (n.d.). День Народного Единства: Изобретение Праздника. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fden-narodnogo-edinstva-izobretenie-prazdnika
  • Венков Александр Андреевич. (n.d.). Образ В.И. Ленина И Его Трансформация В Советском Художественном Кинематографе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fobraz-v-i-lenina-i-ego-transformatsiya-v-sovetskom-hudozhestvennom-kinematografe
  • Демичев, А. (2012). Образ Петра I Как «Идеального» Монарха В Российском Менталитете Xviii Века (По Материалам Исторических Анекдотов). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D05C3B1E
  • Клименко, А. (2013). Концепция «Москва – Третий Рим» В Геополитической Практике И. В. Сталина. ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, (24 (684)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15301907
  • Леонтьева, О. (2008). “Страшен Царь Петр”: Образ Петра Великого В Культуре Пореформенной России (1860 1880-Е Гг.)*. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A273BB1A
  • Мельникова Екатерина. (n.d.). Алейда Ассман. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с. ISBN 978-5-4448-0146-8. Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 223 с. ISBN 978-5-4448-0516-9. Алейда Ассман. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. Пер. С нем. Б. Хлебникова; пер. Английских цитат Д. Тимофеева. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 272 с. ISBN 978-5-4448-0648-7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2faleyda-assman-dlinnaya-ten-proshlogo-memorialnaya-kultura-i-istoricheskaya-politika-per-s-nem-borisa-hlebnikova-m-novoe-literaturnoe
  • Нахимова, Е. (2010). Мифологема Александр Невский В Современной Массовой Коммуникации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.65CD3A09
  • Нолев, Е. (2013). «Монголо-Татарское Иго»: Идеологический И Методологический Аспекты Исторического Дискурса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4ACD6F0B
  • ОСПЕННИКОВ Ю.В. (2015). Память О Великой Отечественной Войне В Современной России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.52C434F6
  • Приймак Юрий Владимирович. (n.d.). «Греческий проект» в контексте включения Крымского ханства в состав российской империи. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fgrecheskiy-proekt-v-kontekste-vklyucheniya-krymskogo-hanstva-v-sostav-rossiyskoy-imperii
  • Пряжникова, О. (2010). Урок-Суд: «Иван Грозный Кровавый Тиран Или Выдающийся Правитель?». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.72BA5BCC
  • Пятнов, П. (2011). Память О Событиях 1812 Г. — Вечно Волнующая Экскурсионная Тема. Современные Проблемы Сервиса и Туризма, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14671584
  • Румачик, С. (2012). «Казацкая Война» В Современной Российской, Украинской И Польской Историографии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.50CC2E26
  • Самойлова Анна Валентиновна. (n.d.). Феномен конструирования русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве (на примере музыки С. С. Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ffenomen-konstruirovaniya-russkoy-natsionalno-kulturnoy-identichnosti-v-muzykalnom-iskusstve-na-primere-muzyki-s-s-prokofieva-k-filmu-s-m
  • ТУРАЕВ ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ. (2015). Кризис Советской Идентичности И Распад Ссср. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.787AD36F
  • Фомин, В. (2009). Норманская Теория И Ее Научная Несостоятельность. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55170B2B