• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

Address:
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel, Room 123

Phone:+7 (812)786-92-49 

Postal address: 
190068 Saint Petersburg
123 Griboedov channel

Administration
Department Head Adrian A. Selin
Academic Supervisor Evgeniy Anisimov
Book
Remembering the Neoliberal Turn: Economic Change and Collective Memory in Eastern Europe after 1989

Gökarıksel S., Gontarska O., Hilmar T. et al.

L.: Routledge, 2023.

Book chapter
The Stolbovo Treaty and Tracing the Border in Ingria in 1617–1618

Adrian Selin.

In bk.: Sweden, Russia, and the 1617 Peace of Stolbovo. Vol. 14. Turnhout: Brepols Publishers, 2024. P. 99-118.

Working paper
The Image of the Past in Ciro Spontone’s ‘Historia Della Transilvania’

Khvalkov E., Levin F., Кузнецова А. Д.

Working Papers of Humanities. WP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021

Source Study and Historical Information Resources

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered by:
Department of History
Type:
Compulsory course
When:
2 year, 3, 4 module

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» – дать цельное представление о многообразии различных типов исторических источников, их общих свойствах и особенностях различных типов, раскрыть их информационный потенциал. Кроме того, освоение данной дисциплины должно сформировать у студентов понимание общих принципов и методов работы историков с источниками и их эволюции в новое и новейшее время.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами;
  • усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения;
  • знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии;
  • формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников;
  • формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников
  • овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • знакомство с историографией исторического источниковедения
  • знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит эволюцию понятия источника и функции источников для исторического знания. Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Объясняет различия в подходах к источнику. Оценивает значимость разных подходов для современного источниковедения.
  • Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость законодательных источников для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость делопроизводственных документов для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов статистики для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов печати для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость мемуаров, писем и дневников для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов публицистики для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов картографии для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость кино-фотодокументов для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость устных источников для науки. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Оценивает значимость материалов сети Интернет для науки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Становление и развитие источниковедения. Источниковедение на современном этапе
    Источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина. Источниковедение как составная часть национальных историографий XIX в. Позитивистские методы исторического исследования и позитивистское понимание исторического источника. «Лингвистический поворот» в гуманитарных и социальных науках в 1980-е гг. и его влияние на понимание источника в исторической науке. Новые технологии и расширяющийся спектр исторических источников на рубеже ХХ-XXI вв. «Нетрадиционные» типы источников.
  • Законодательные, нормативные и частноправовые акты
    История права и источниковедение. Понятие источников права в истории права. Обычай и закон как источники права. Континентальная и англо-саксонская системы права. Складывание систем публикации законодательных актов. Порядок публикации законодательных актов в России XVIII–XIX вв. Ретроспективная публикация законодательных актов. Кодификация законодательства. Классификация законодательных актов. Частноправовые акты. Развитие гражданского права в России XVIII–XIX вв. и особенности заключения гражданско-правовых договоров. Особенности законотворческого процесса в СССР и некоторые специфические группы правовых актов – совместные постановления партии и правительства, ведомственные нормативные акты. Проблема изучения авторства законодательных актов и правоприменительной практики
  • Делопроизводственная документация
    Делопроизводство и строительство государственного аппарата в новое время. Специальные системы делопроизводства дипломатическое делопроизводство, судебно-следственное делопроизводство и др. Особенности государственного делопроизводства в Российской империи XVIII–XIX вв. и законодательная основа делопроизводства. Ведомственные архивы XIX в. и проблема сохранности документации. Разновидности делопроизводственных документов в России XVIII-XIX вв. Особенности документооборота в СССР и его нормативная база. Секретные документы советской эпохи и рассекречивание документов после 1991 г. Информационные документы политических органов. Судебно-следственная и тюремно-лагерная документация в СССР. Специфика изучения судебно-следственных материалов и материалов спецслужб в современной историографии.
  • Статистические материалы
    Статистика как государственная функция. Генеалогия статистических источников. Эволюция статистики в XVIII – XX вв. Возможные классификации статистических обследований. Методы статистических обследований: выборки и переписи. Типы статистических источников и проблема их сохранности и изучения. Переписи населения в Российской империи и СССР: эволюция вопросника, социальных и экономических категорий. Аграрная и промышленная статистика.
  • Периодическая печать
    Этапы развития периодической печати. Газетное дело в России в XIX–начале ХХ вв. Советская периодическая печать. Альтернативная печать. Самиздат. Цензура: возникновение и эволюция. Разновидности периодической печати: газетная, журнальная периодика, повременные издания, отраслевые издания. Нелегальная периодическая печать и ее специфика. Жанры средств массовой информации. Особенности изучения периодической печати. Методика анализа газет. Контент-анализ.
  • Источники личного происхождения.
    Проблема классификации источников личного происхождения. Виды и разновидности источников личного происхождения. Мемуары, дневники, письма. Соотношение общего и особенного в источниках личного происхождения. Источниковедческие проблемы изучения источников личного происхождения. Основные группы мемуаров XIX–ХХ вв. Авторы мемуаров и дневников, их социальный портрет. Особенности мемуаров государственных и общественных деятелей. Мемуары военачальников. Дневники деятелей культуры. Частная переписка как исторический источник. Авторство и адресат письма. Перлюстрация
  • Публицистика и художественная литература
    Общественно-политические произведения и публицистика XIX–начала XX вв. Авторские публицистические произведения. Проекты государственных преобразований и конституций. Публицистика на различных этапах истории советского общества. Специфические черты публицистики и ее жанры: памфлет, фельетон, открытое письмо, пародия и др. «Публицистический бум» конца 80–начала 90-х гг. ХХ в. Проблема использования художественной литературы в качестве исторического источника. Художественная литература: варианты использования в исторических исследованиях. Особенности изложения информации в литературных произведениях. Источниковедческие проблемы изучения художественных произведений и публицистики.
  • Картографические материалы.
    История картографии. Карта как исторический источник. Интерпретация карт. Глобальная система навигации. Пользовательские карты. Географические карты и властные притязания.
  • Фото- и кинодокументы
    Фотография, кинохроника и кино. История фотографии и кинематографии. Роль визуальных источников в истории XIX и XX вв. Фотография и антропология. Фотография в средствах массовой информации. Фотомонтаж. Фотография как искусство. Документальное кино. Художественные фильмы и историческая память. Гендерные асимметрии в визуальных репрезентациях.
  • Устные источники
    Возникновение и развитие устной истории как самостоятельного направления в зарубежной историографии второй половины XX в. Устная история в СССР и современной России. Интервью как особый тип исторического источника: роль исследователя в создании источника, условия проведения интервью и их влияние на содержание интервью, скрытая полемика респондента. Проблемы публикации интервью и работы с уже существующими коллекциями
  • Интернет как исторический источник
    Проблемы изучения источников в Интернете. Архивация Интернета. Некоммерческая организация Internet Archive и ее инструменты для исследователя. Wayback Machine и создание надежных ссылок на интернет-страницы. Социальные сети как источник по новейшей политической истории. Системы Social Network Analysis для изучения социальных сетей. Интернет как точка приложения публичной истории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен в ЛМС в форме тестирования по материалам курса (лекции, семинары) 30 минут - 30 вопросов.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русина, Ю. А. Методология источниковедения : учеб. пособие для академического бакалавриата / Ю. А. Русина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 203 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-9916-9805-4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Шевырин, В. (2005). 2005.03.021. Источниковедение Новейшей Истории России: Теория, Методология И Практика / Под Общ. Ред. Соколова А.К. - М.: Росспэн, 2004. - 744 С. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14996470