• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Источниковедение и информационные ресурсы истории

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» – дать цельное представление о многообразии различных типов исторических источников, их общих свойствах и особенностях различных типов, раскрыть их информационный потенциал. Кроме того, освоение данной дисциплины должно сформировать у студентов понимание общих принципов и методов работы историков с источниками и их эволюции в новое и новейшее время.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами;
  • усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения;
  • знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии;
  • формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников;
  • формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников
  • овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • знакомство с историографией исторического источниковедения
  • знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит эволюцию понятия источника и функции источников для исторического знания. Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Объясняет различия в подходах к источнику. Оценивает значимость разных подходов для современного источниковедения.
  • Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость законодательных источников для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость делопроизводственных документов для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов статистики для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов печати для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость мемуаров, писем и дневников для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов публицистики для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов картографии для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость кино-фотодокументов для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость устных источников для науки. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Оценивает значимость материалов сети Интернет для науки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Становление и развитие источниковедения. Источниковедение на современном этапе
    Источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина. Источниковедение как составная часть национальных историографий XIX в. Позитивистские методы исторического исследования и позитивистское понимание исторического источника. «Лингвистический поворот» в гуманитарных и социальных науках в 1980-е гг. и его влияние на понимание источника в исторической науке. Новые технологии и расширяющийся спектр исторических источников на рубеже ХХ-XXI вв. «Нетрадиционные» типы источников.
  • Законодательные, нормативные и частноправовые акты
    История права и источниковедение. Понятие источников права в истории права. Обычай и закон как источники права. Континентальная и англо-саксонская системы права. Складывание систем публикации законодательных актов. Порядок публикации законодательных актов в России XVIII–XIX вв. Ретроспективная публикация законодательных актов. Кодификация законодательства. Классификация законодательных актов. Частноправовые акты. Развитие гражданского права в России XVIII–XIX вв. и особенности заключения гражданско-правовых договоров. Особенности законотворческого процесса в СССР и некоторые специфические группы правовых актов – совместные постановления партии и правительства, ведомственные нормативные акты. Проблема изучения авторства законодательных актов и правоприменительной практики
  • Делопроизводственная документация
    Делопроизводство и строительство государственного аппарата в новое время. Специальные системы делопроизводства дипломатическое делопроизводство, судебно-следственное делопроизводство и др. Особенности государственного делопроизводства в Российской империи XVIII–XIX вв. и законодательная основа делопроизводства. Ведомственные архивы XIX в. и проблема сохранности документации. Разновидности делопроизводственных документов в России XVIII-XIX вв. Особенности документооборота в СССР и его нормативная база. Секретные документы советской эпохи и рассекречивание документов после 1991 г. Информационные документы политических органов. Судебно-следственная и тюремно-лагерная документация в СССР. Специфика изучения судебно-следственных материалов и материалов спецслужб в современной историографии.
  • Статистические материалы
    Статистика как государственная функция. Генеалогия статистических источников. Эволюция статистики в XVIII – XX вв. Возможные классификации статистических обследований. Методы статистических обследований: выборки и переписи. Типы статистических источников и проблема их сохранности и изучения. Переписи населения в Российской империи и СССР: эволюция вопросника, социальных и экономических категорий. Аграрная и промышленная статистика.
  • Периодическая печать
    Этапы развития периодической печати. Газетное дело в России в XIX–начале ХХ вв. Советская периодическая печать. Альтернативная печать. Самиздат. Цензура: возникновение и эволюция. Разновидности периодической печати: газетная, журнальная периодика, повременные издания, отраслевые издания. Нелегальная периодическая печать и ее специфика. Жанры средств массовой информации. Особенности изучения периодической печати. Методика анализа газет. Контент-анализ.
  • Источники личного происхождения.
    Проблема классификации источников личного происхождения. Виды и разновидности источников личного происхождения. Мемуары, дневники, письма. Соотношение общего и особенного в источниках личного происхождения. Источниковедческие проблемы изучения источников личного происхождения. Основные группы мемуаров XIX–ХХ вв. Авторы мемуаров и дневников, их социальный портрет. Особенности мемуаров государственных и общественных деятелей. Мемуары военачальников. Дневники деятелей культуры. Частная переписка как исторический источник. Авторство и адресат письма. Перлюстрация
  • Публицистика и художественная литература
    Общественно-политические произведения и публицистика XIX–начала XX вв. Авторские публицистические произведения. Проекты государственных преобразований и конституций. Публицистика на различных этапах истории советского общества. Специфические черты публицистики и ее жанры: памфлет, фельетон, открытое письмо, пародия и др. «Публицистический бум» конца 80–начала 90-х гг. ХХ в. Проблема использования художественной литературы в качестве исторического источника. Художественная литература: варианты использования в исторических исследованиях. Особенности изложения информации в литературных произведениях. Источниковедческие проблемы изучения художественных произведений и публицистики.
  • Картографические материалы.
    История картографии. Карта как исторический источник. Интерпретация карт. Глобальная система навигации. Пользовательские карты. Географические карты и властные притязания.
  • Фото- и кинодокументы
    Фотография, кинохроника и кино. История фотографии и кинематографии. Роль визуальных источников в истории XIX и XX вв. Фотография и антропология. Фотография в средствах массовой информации. Фотомонтаж. Фотография как искусство. Документальное кино. Художественные фильмы и историческая память. Гендерные асимметрии в визуальных репрезентациях.
  • Устные источники
    Возникновение и развитие устной истории как самостоятельного направления в зарубежной историографии второй половины XX в. Устная история в СССР и современной России. Интервью как особый тип исторического источника: роль исследователя в создании источника, условия проведения интервью и их влияние на содержание интервью, скрытая полемика респондента. Проблемы публикации интервью и работы с уже существующими коллекциями
  • Интернет как исторический источник
    Проблемы изучения источников в Интернете. Архивация Интернета. Некоммерческая организация Internet Archive и ее инструменты для исследователя. Wayback Machine и создание надежных ссылок на интернет-страницы. Социальные сети как источник по новейшей политической истории. Системы Social Network Analysis для изучения социальных сетей. Интернет как точка приложения публичной истории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен в ЛМС в форме тестирования по материалам курса (лекции, семинары) 30 минут - 30 вопросов.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русина, Ю. А. Методология источниковедения : учеб. пособие для академического бакалавриата / Ю. А. Русина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 203 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-9916-9805-4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Шевырин, В. (2005). 2005.03.021. Источниковедение Новейшей Истории России: Теория, Методология И Практика / Под Общ. Ред. Соколова А.К. - М.: Росспэн, 2004. - 744 С. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14996470