• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

New Political History of the Russian Revolution, 1917-1922

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor


Раков Тимофей Николаевич

Программа дисциплины

Аннотация

В событийно-хронологическом плане, курс посвящен революции и гражданской войне на территориях бывшей Российской империи в 1917–1922 год. В предметно-проблемном плане этот курс посвящен идеям и практикам власти в контексте революции. На первых занятиях затрагиваются проблемы современных исследовательских подходов, проблематике идеологий и утопизма начала XX века, политических идеологий, проектов и программ (целей и задач революции). Из событийной составляющей внимание уделяется развитию революции как социально-политическому процессу, политическим институтам и национальны отношениям в исследуемый период. Введение в концептуальное переосмысление политической истории революции представлены такими темами, как язык и пропаганда, класс и гендер, символика, ритуалы и мифы революции. Отдельное внимание уделяется визуальным кодам пропаганды, образам власти, персонифицированным политическим авторитетам, (де)сакрализации вождей, а также дискурсам и практикам насилия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными подходами к изучению истории российских революций и гражданских войн 1917-1922 годов
  • Освоение современных историографических дискуссий, посвященных традиционным и новым сюжетам истории российских революций и гражданский войн
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать практики конструирования образов политических лидеров
  • анализировать риторические приемы легитимации политического насилия
  • выделять приемы и "коды" пропаганды агитационных плакатов
  • знать дискуссии вокруг проблемы соотношения национального и интернационального в политических практиках революции
  • Знать и оперировать терминологией, знать основную историографию
  • знать основные дискуссии вокруг природы насилия в эпоху мировых войн и революций
  • знать основные подходы к изучению культов личности
  • Знать основные понятия и термины культурной антропологии в связи с историческими исследованиями роли символов и ритуалов в политических процессах революции
  • Знать основные современные подходы к изучению гендерной истории революции
  • Знать подходы к изучению социальных классов, истории рабочего класса, роль языка в конструировании социальных идентичностей, анализировать практики и образы классов в контексте революции и социалистических теорий
  • Знать современные подходы к изучению политического языка, анализировать практики коммуникации в контексте политических конфликтов и пропаганды.
  • Знать, анализировать деятельность правительств и правящих политических групп и партий
  • Знать, уметь анализировать и сравнивать разные идеологические и программные документы основных политических движений и партий
  • Знать, уметь анализировать основные политические процессы во время революции от Февраля 1917 года до событий 1921-22 годов
  • Уметь анализировать визуальные источники периода революции
  • Знает контекст идеологических представлений о будущем в конце XIX - начале XX вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: новая политическая история революции и гражданской войны?
  • Идеологии и утопии
  • Идеи: проекты и программы в 1917 году
  • Практики власти: развитие революции как социально-политический процесс.
  • Власть практик: политические институты и режимы.
  • Интер-национальное, пост-имперское.
  • Языки революции
  • Класс: язык и идентичность.
  • Насилие: войны и террор
  • Пропаганда и агитация
  • Символы и ритуалы
  • Визуальные коды пропаганды.
  • Гендер: идеология, маскулинность и феминность.
  • Авторитет: (де)сакрализация вождей
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Тема эссе должна быть заранее согласована с преподавателем. Эссе представляет собой оригинальное исследование вопросов и проблем, затронутых в рамках учебного курса. Текст должен быть логичным, структурированным и последовательно раскрывать поставленный исследовательский вопрос.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Устный опрос про пройденному материалу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Активность на семинарах + 0.1 * Активность на семинарах + 0.1 * Устный опрос про пройденному материалу + 0.7 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Figes, O., & Kolonitskii, B. I. (1999). Interpreting the Russian Revolution : The Language and Symbols of 1917. New Haven, Conn: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=52952
  • Morgan, K. (2017). International Communism and the Cult of the Individual : Leaders, Tribunes and Martyrs Under Lenin and Stalin. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1232213
  • Stites, R. (1989). Revolutionary Dreams : Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=143688
  • Великая русская революция, 1905-1921, Стейнберг, М., 2018
  • Критический словарь русской революции: 1914-1921, , 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A State of Nations : Empire and Nation-making in the Age of Lenin and Stalin, edited by Ronald Grigor Suny, and Terry Martin, Oxford University Press, Incorporated, 2001. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=430519.
  • Bergman, J. (2019). The French Revolutionary Tradition in Russian and Soviet Politics, Political Thought, and Culture. Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2218596
  • James Ryan. Lenin's Terror : The Ideological Origins of Early Soviet State Violence. Routledge, 2012. https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=981651
  • Kolonitskii , Boris Ivanovich. “Democracy” in the political consciousness of the February revolution // Revolutionary Russia : New Approaches to the Russian Revolution Of 1917, edited by Rex A. Wade, Routledge, 2004. https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=200283&ppg=95
  • Ruthchild, Rochelle Goldberg. Equality and Revolution : Women's Rights in the Russian Empire, 1905-1917, University of Pittsburgh Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=2039271.
  • Ryan, J. (2012). Lenin’s Terror : The Ideological Origins of Early Soviet State Violence. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=466122
  • Stites R. Revolutionary Dreams : Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. Oxford University Press, 1988. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=716793.
  • Suny, Ronald Grigor. National revolutions and civil war in Russia // Revolutionary Russia : New Approaches to the Russian Revolution Of 1917, edited by Rex A. Wade, Routledge, 2004. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=200283.

Авторы

  • Любавина Светлана Вячеславовна
  • Раков Тимофей Николаевич
  • Резник Александр Валерьевич