• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Educational Psychology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1 module

Instructor


Полонская Софья Вадимовна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по педагогической психологии направлен на ознакомление студентов с последними достижениями науки и психологической практики в области психологизации педагогического процесса в рамках изучения основных разделов психологии образования: психология обучения, психология воспитания и психологи педагогической деятельности и личности учителя. В результате освоения дисциплины слушатели получат системные представления о психологии образовательной среды, личности и педагогической деятельности. Овладеют основными компетенциями, связанными с конкретными действиями и приемами представления материала, способами самопрезентации и взаимодействия с другими участниками педагогического процесса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о месте и роли педагогической психологии в системе научного знания и в педагогической деятельности.
  • Дать представление об основных разделах психологии образования: психологии обучения, психологии воспитания, психологии педагогической деятельности и личности учителя.
  • Сформировать у студентов навыки представления учебного материала с учетом индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей учащихся.
  • Развить умения оценивать собственные педагогические способности и развивать их в процессе представления учебного материала.
  • Расширить представления о педагогическом конфликте и сформировать навыки его преодоления при взаимодействии с участниками образовательного процесса.
  • Сформировать навыки определения и предупреждения профессиональной деформации и профессионального выгорания педагога.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными представлениями о педагогической психологии, ее месте в системе наук и роли в педагогической деятельности учителя.
  • Знает основные разделы педагогической психологии, понимает специфику психологического знания.
  • Знает основы психологии понимания и обучаемости, как базы психологии успешного обучения учащихся.
  • Знает психологические барьеры и причины их возникновения при воспитании учащихся.
  • Знает компоненты успешной педагогической деятельности в области педагогических способностей и имиджа учителя.
  • Знает причины педагогических конфликтов и профессиональной деформации педагогов.
  • Умеет повышать эффективность понимания и обучаемости учащихся с использованием средств ведущей модальности.
  • Владеет способами выявления и преодоления психологических барьеров, как средства воспитательного воздействия педагога.
  • Умеет определять и развивать педагогические способности и имиджа учителя, как средства повышения эффективности педагогической деятельности.
  • Владеет способами определения и предупреждения педагогического конфликта и профессиональной деформации педагога.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Основы педагогической психологии и психологии понимания
  • 2. Психология обучаемости
  • 3. Психологические барьеры воспитания
  • 4. Педагогические способности
  • 5. Психология педагогического конфликта
  • 6. Имидж и самопрезентация педагога
  • 7. Профессиональная деформация и выгорание педагога
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Психологическое заключение (Теппинг-тест)
    Студент проводит Теппинг-тест, анализирует и интерпретирует результаты, формулирует выводы и составляет рекомендации об организации образовательного процесса для испытуемого по результатам тестирования.
  • неблокирующий Кейс "Решение конфликтных ситуаций"
    Студент получает кейс с реальной конфликтной ситуацией в школе, анализирует ее и предлагает пути решения с точки зрения структурных элементов личности Э. Берна.
  • неблокирующий Эссе «Мой имидж будущего учителя»
    Студент представляет эссе с результатами конструирования визуального и личностного имиджа учителя с учетом результатов анализа своих индивидуально-личностных особенностей.
  • неблокирующий Экзамен (тест)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * Кейс "Решение конфликтных ситуаций" + 0.2 * Психологическое заключение (Теппинг-тест) + 0.4 * Экзамен (тест) + 0.2 * Эссе «Мой имидж будущего учителя»
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Педагогическая психология : учебник для вузов / В. А. Гуружапов [и др.] ; ответственный редактор В. А. Гуружапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 493 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15609-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509195 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Симановский, А. Э.  Педагогическая психология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06004-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441588 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Елфимова, М. М. Педагогическая психология: сборник кейсов : учебно-методическое пособие / М. М. Елфимова. — Оренбург : ОГПУ, 2022. — 190 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/323960 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ольшанский, Д. В. Новая педагогическая психология / Д. В. Ольшанский. — Москва : Академический Проект, 2020. — 528 с. — ISBN 978-5-8291-2800-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132657 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Любавина Светлана Вячеславовна