• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Expansionism and Isolationism in U.S. History: 1898-2020

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
5 year, 1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс призван познакомить студентов с основными вехами внутренней и внешней политики Соединенных Штатов, дать целостное представление об эволюции внешнеполитических концепций, становлении и развитии экспансионизма и идеи американской «исключительности». Важнейшей задачей учебной дисциплины является формирование у студентов комплексного понимания роли и места США в системе международных отношений конца XIX-начала XXI века. Особое внимание уделено изучению геополитических истоков американской глобальной стратегии, внешнеполитическим традициям, доктринам и их связи с главными тенденциями внутренней политики и социально-экономического развития США
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов комплексное представление об основных этапах, узловых проблемах, движущих силах и ключевых факторах в истории США в период с 1898 года по 2020 гг. в контексте общемировых процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные предпосылки и факторы, оказавшие влияние на маневрирование внешней политики США между экспансионизмом и изоляционизмом
  • Способен проследить эволюцию американской внешнеполитической парадигмы и ее связь с электоральным циклом
  • Умеет выявлять основные направления и особенности внутренней и внешней политики США в ходе ключевых мировых событий XX века
  • Способен дать оценку роли и месту России во внешней политике США в послевоенный период
  • Способен дать оценку роли и месту Китая во внешней политике США в послевоенный период
  • Способен проанализировать роль личности президента США в формировании политической повестки дня
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Экспансионизм и изоляционизм во внешней политике США в XIX веке.
  • Испано-американская война. Вступление США в клуб империалистических держав.
  • США в Первой мировой войне.
  • Десятилетие процветания. Возврат к изоляционизму. Начало «Великой депрессии».
  • «Новый курс» Рузвельта. Между изоляционизмом и интернационализмом.
  • США во Второй мировой войне.
  • Политика администрации Г. Трумэна
  • Администрация Д. Эйзенхауэра.
  • Администрации Дж. Кеннеди и Л. Джонсона.
  • Администрация Р. Никсона.
  • Короткая администрация Дж. Форда. Администрация Дж. Картера.
  • Администрация Р. Рейгана.
  • Администрация Дж. Буша-старшего.
  • Администрация Б. Клинтона.
  • Администрация Дж. Буша-младшего.
  • Администрация Б. Обамы. Администрация Д. Трампа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по географии США
    В тесте 15 вопросов. Время выполнения – 15 минут. Тест проводится в режиме реального времени во время проведения занятий.
  • неблокирующий Работа в ходе лекционных и семинарских занятий (активность и участие в обсуждениях и блиц-опросах)
    На лекциях и семинарах регулярно проводятся блиц-опросы по пройденному материалу и задаются вопросы с тем, чтобы студент научился анализировать, сопоставлять данные и делать выводы. Студенты обязаны принимать активное участие в дискуссиях и блиц-опросах.
  • неблокирующий Доклад
    В ходе практических занятий каждый обучающийся должен будет сделать два сообщения в течение семестра (2 модулей). Студенты могут выбрать темы докладов из списка, представленного преподавателем или предложить свою (по согласованию). Доклад может сопровождаться презентацией в формате MS Power Point и быть индивидуальным или групповым (презентуется несколькими студентами). Сообщение должно быть составлено на основе изучения научной литературы, в том числе на иностранном языке и включать в себя основные факты по теме доклада, выводы и дискуссионные вопросы, в обсуждении которых должны принимать участие все обучающиеся.
  • неблокирующий Экзамен по материалам лекций и семинаров
    Экзамен проводится в устной форме и включает в себя ответ на 2 вопроса. Продолжительность экзамена для каждого студента составляет – 2 академических часа. Студент должен продемонстрировать знание основных фактов по теме вопроса, знание исторического контекста проблемы, обоснованные выводы по теме вопроса, а также умение обобщать и анализировать исторический материал. Перечень вопросов для подготовки предоставляется преподавателем не позднее, чем за 2 недели до начала сессии. Использование любых материалов и источников информации во время проведения экзамена не допускается. Наличие у студента конспектов, учебников, иных материалов или электронных средств связи, попытки общения с третьими лицами, а также иные нарушения студентом объявленного порядка проведения экзамена влекут за собой получение оценки «0» за экзамен.
  • неблокирующий Сообщение по прочитанной книге - для получения оценки «9» или «10»
    Книга выбирается студентом самостоятельно, но она должна соответствовать заявленным критериям. - тематическая направленность: внутренняя политика США, внешняя политика США, социально-экономические проблемы американского общества, научно-технический прогресс в США, американские ценности и массовая культура, личности американских президентов. - хронологические рамки: 1898-2020. - жанр: биографический, публицистический, мемуары, сборник исторических документов, дневники исторических деятелей. - язык написания: русский или английский - рекомендуемый объем: не менее 150 страниц. Книга представляется преподавателю на утверждение в начале семестра. На одном семинаре может быть не более двух сообщений по прочитанным книгам. Рекомендуемое время для представления книги – 30-40 минут. В сообщении необходимо указать: 1. Период в истории США или каким историческим событиям посвящена книга, какие проблемы или события в ней отражены. 2. Используемый автором подход для раскрытия темы, методы анализа. 3. Точку зрения автора на изложенные события или историческую проблематику с акцентом на предпосылки и последствия. 4. Выводы, к которым приходит автор, насколько они объективны и обоснованы. 5. Для мемуаров – цель автора и степень объективности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Доклад + 0.2 * Работа в ходе лекционных и семинарских занятий (активность и участие в обсуждениях и блиц-опросах) + 0 * Сообщение по прочитанной книге - для получения оценки «9» или «10» + 0.1 * Тест по географии США + 0.4 * Экзамен по материалам лекций и семинаров
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бжезинский, З. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы / З. Бжезинский. — Москва : Международные отношения, 2010. — 209 с. — ISBN 978-5-7133-1379-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142812 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Согрин, В. В. История США : учебник / В. В. Согрин. — Москва : Международные отношения, 2019. — 600 с. — ISBN 978-5-7133-1605-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142934 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Любавина Светлана Вячеславовна