• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Source Study and Historical Information Resources

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины «Источниковедение и информационные ресурсы истории» – дать цельное представление о многообразии различных типов исторических источников, их общих свойствах и особенностях различных типов, раскрыть их информационный потенциал. Кроме того, освоение данной дисциплины должно сформировать у студентов понимание общих принципов и методов работы историков с источниками и их эволюции в новое и новейшее время. Уровень data culture = 0.0.2 (Базовый. Анализ данных). Кроме традиционных письменных источников в курсе много внимания уделяется визуальным источникам, в том числе сгенерированным с помощью нейронных сетей и ИИ изображениям. Предполагается рассмотрение современных диффузионных моделей (diffusion models) и алгоритмов сегментации изображения для выработки навыков верификации изображений и возможностей их использования в историческом исследовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами;
  • усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения;
  • знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии;
  • формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников;
  • формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников
  • овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • знакомство с историографией исторического источниковедения
  • знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость законодательных источников для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Оценивает значимость материалов сети Интернет для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость делопроизводственных документов для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость кино-фотодокументов для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов картографии для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов печати для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов публицистики для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость материалов статистики для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость мемуаров, писем и дневников для науки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением. Определяет принципы построения различных классификаций. Применяет ВИДы в соответствие с их предназначением. Оценивает значимость устных источников для науки. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит эволюцию понятия источника и функции источников для исторического знания. Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Объясняет различия в подходах к источнику. Оценивает значимость разных подходов для современного источниковедения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Становление и развитие источниковедения. Источниковедение на современном этапе
  • Законодательные, нормативные и частноправовые акты
  • Делопроизводственная документация
  • Статистические материалы
  • Периодическая печать
  • Источники личного происхождения.
  • Публицистика и художественная литература
  • Картографические материалы.
  • Фото- и кинодокументы
  • Устные источники
  • Интернет как исторический источник
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссиях на семинарах
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах. Обсуждают рекомендованную к занятию литературу. Отвечают устно на поставленные вопросы. Оценивается активность работы студента, знание и понимание прочитанного, полнота ответов.
  • неблокирующий Тест
    Тест проводится в LMS и содержит 30 вопросов. На выполнение теста отводится 40 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.3 * Тест + 0.7 * Участие в дискуссиях на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Русина Ю.А. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 203с. - ISBN: 978-5-9916-9805-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istochnikovedeniya-415326

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Шевырин, В. (2005). 2005.03.021. Источниковедение Новейшей Истории России: Теория, Методология И Практика / Под Общ. Ред. Соколова А.К. - М.: Росспэн, 2004. - 744 С. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14996470