• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Imperial Russia

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен периоду российской истории со времени правления Петра I до 1917 г., когда Россия была объявлена империей и постепенно вошла в число великих держав того мира. В отличие от учебной литературы уровня средней школы материал курса построен по проблемному принципу, когда изучаются не отдельные события в хронологической последовательности, а общие процессы, касающиеся жизни страны на протяжении значительных временных отрезков и позволяющие дать сущностную характеристику Российской империи. Понимание имперского прошлого России невозможно без ретроспективы в более ранние периоды отечественной истории и элементов сравнения с ведущими европейскими державами того времени. Также в подаче материала будет часто присутствовать историографическая составляющая, призванная показать, что даже по важнейшим вопросам истории императорский России в современной историографии присутствуют разные точки зрения и оценки. Курс рассчитан на студентов бакалавриата, уже обладающих знаниями соответствующего уровня по более ранней истории России, а также по истории европейских стран, имеющих навыки самостоятельной работы над исторической литературой и источниками. Слушателям курса предложен для освоения список обязательной и рекомендуемой литературы на русском языке, включая исторические источники и исследования. Важное значение придаётся самостоятельной работе студентов, которая состоит из подготовки к семинарским занятиям, знакомство с историографией и источниками по истории империи, участии в обсуждении вынесенных на семинарские занятия вопросов. Предполагается, что каждый студент должен хотя бы раз подготовить обстоятельную презентацию, раскрывающую суть значительной исторической проблемы, и выступить с ней на семинаре. Итоговая индивидуальная оценка каждого студента складывается на 50% из ответа на устном экзамене, на 50% (по 25) – по результатам работы на семинарских занятиях и итогах двух письменных контрольных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представление истории Российской империи как целостного набора универсальных процессов, свойственных и для других империй Нового времени, в динамике, что позволяет формулировать научные проблемы и пытаться отвечать на них на современном уровне исторического знания. Проблемный подход должен подвести студентов к пониманию об универсальности исторического процесса и о его своеобразии как уникальном наборе общих чёрт и явлений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сформировать представление об истории Российской империи XVIII-XX веков как целостном процессе развития государства и общества.
  • Представлять основные черты сходства и различия в историческом развитии России по сравнению с крупнейшими европейскими странами той эпохи.
  • Знать основные проблемы европейской истории, истории России имперского периода и литературу, их освещающую.
  • Уметь самостоятельно находить необходимую информацию по различным аспектам российской и европейской истории XVIII- начала ХХ века; ориентироваться в основных дискуссионных вопросах истории Европы и России.
  • Системное знание истории Российской империи как сочетании традиций и инноваций в противоречивом процессе модернизации государства, общества и экономики под влиянием заимствований чужого, прежде всего, европейского опыта на багаже национально-государственных традиций.
  • Представлять историческое развитие России в контексте историографии.
  • Понимать ретроспективы и последствия наиболее существенных проблем в истории Российской империи.
  • Уметь самостоятельно находить необходимую информацию по различным аспектам российской истории XVIII-начала ХХ века.
  • – Студент умеет на фактическом материале раскрывать основные проблемы истории Российской империи – Студент умеет ориентироваться в основных дискуссионных проблемах Российской империи и имеет общие представления об их историографии.
  • – Студент умеет аргументированно представить историю Российской империи XVIII-XX веков как целостный процесс развития экономики, государства и общества. – Студент умеет выделять основные черты сходства и различия в историческом развитии России по сравнению с крупнейшими европейскими странами той эпохи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Российская империя: общие характеристики.
  • Раздел 2. Империя и реформы.
  • Раздел 3. История российских революций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Описание: Контрольная работа на знание основных процессов и их характеристик и усвоении понятийного аппарата проводятся по изученным темам.
  • неблокирующий Экзамен
    Описание: На экзамене студенты должны продемонстрировать владение базовыми знаниями по дисциплине, знание дискуссионных проблем исторической науки. При выставлении оценки учитывается полнота ответа на поставленный вопрос, аргументация, владение понятийным аппаратом, знание фактов (события, персоналии), логика ответа, грамотный литературный язык.
  • неблокирующий Выступления на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Выступления на семинарских занятиях + 0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Витте, С. Ю.  Воспоминания в 3 ч. Часть 2. 1894 - октябрь 1905 года / С. Ю. Витте. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 419 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09620-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517356 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The Russian Empire and the National Periphery: Between the Theory of Autocracy and Management Practices ; Российская империя и национальные окраины: между теорией самодержавия и практикой управления. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20F2E271