We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory and History of Historical Knowledge

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

«Теория и история исторического знания» – дает цельное представление о процессе становления и развития исторической науки, ее особенностях в сравнении с другими формами существования исторического знания. Анализирует основные направления теоретических и методологических поисков в современной исторической науке, обеспечить знание и понимание студентами основных принципов и методов исторического познания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с проблематикой историографического исследования и его методами; • усвоение понятийно-категориального аппарата современной историографии; • знакомство с проблемой интерпретации понятий «историографический источник», «научная школа», «направление» в современной историографии; • формирование представлений о существующих системах классификации историографических направлений; • формирование представлений о становлении и эволюции исторической науки в прошлом и ее современном состоянии; • знакомство с дискуссионными проблемами современной историографии. Вторая часть курса посвящена раскрытию эвристических возможностей методов различных специальных исторических дисциплин, взаимодействии в процессе исторического исследования, При этом решаются следующие задачи: • знакомство студентов с проблематикой и методами различных специальных исторических дисциплин; • усвоение понятийно-категориального аппарата специальных областей исторического знания; • знакомство с основными этапами развития и становления комплекса исторических дисциплин; • формирование навыков работы с разными типами исторических источников в зависимости от поставленной исследовательской задачи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • владение первичными навыками дипломатического анализа письменных исторических источников
  • Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории, антропологии, микроистории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Оценивает значимость для понимания современных процессов. Применяет основные теории для анализа источников.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты проводит различие между фактами и следствиями. Оценивает значимость направления. Видит преимущества и недостатки
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Вычленяет части и направления историографии, выявляет взаимосвязи между ними; Проводит различия между подходами. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Вычленяет части и направления историографии, выявляет взаимосвязи между ними; Проводит различия между подходами. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы; Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость разных подходов для современной историографии.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, правила, Оценивает значимость новых подходов. Видит преимущества и недостатки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины. Объясняет логику исторических событий Проводит различия между причинами и следствиями событий.
  • Воспроизводит основные термины и понятия. Применяет разные формы периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
  • Воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
  • знает этапы развития документоведения и дипломатики как исторических дисциплин
  • • владеть научным инструментарием и понятийно-категориальным аппаратом специальных исторических дисциплин, специальной терминологией
  • • знать основные научные проблемы специальных исторических дисциплин и основные этапы их развития.
  • • уметь выбирать адекватные методы исследования, соответствующие его задачам и кор-пусу источников,
  • • уметь самостоятельно ориентироваться в источниках, составлять и использовать имею-щиеся базы данных в процессе исторического исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука .
  • Методы и принципы историографического исследования
  • Становление истории как науки. Возникновение историзма
  • Историческая мысль России в XVIII в.
  • Историческая наука Западной Европы первой половины XIX в.
  • Историческая наука России в первой половине XIX в.
  • Историческая наука Западной Европы во второй половине XIX в. Марксистская историография.
  • Историческая наука в России во второй половине XIX – начале XX вв. Проблема кризиса исторической науки конца XIX – начала ХХ в.
  • Историческая наука России в 1920-е–1940-е гг. Формирование нового образа исторической науки
  • Основные тенденции развития исторической науки в первой половине ХХ в. Школа Анналов.
  • Историческая наука во второй половине ХХ–начале ХХI вв. Национальные особенности организации исторической науки.
  • Развитие советской исторической науки в 50-е – 80-е гг. XX в.
  • Российская историография в конце XX – начале XXI вв.
  • Хронология, метрология, генеалогия.
  • Документоведение и дипломатика.
  • Метод дипломатического анализа и его возможности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в форме теста в системе ЛМС. Тест состоит из 30 вопросов по материалам лекций и семинаров. Время тестирования 40 минут
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах. Обсуждают рекомендованную к занятию литературу. Отвечают устно на поставленные вопросы. Оценивается активность работы студента, знание и понимание прочитанного, полнота ответов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.7 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Володихин, Д. М.  Историография истории России. Выдающиеся историки XVIII—XX веков : учебное пособие для академического бакалавриата / Д. М. Володихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07303-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433147 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Буллер, А.  Введение в теорию истории + допматериал в ЭБС : учебное пособие для академического бакалавриата / А. Буллер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 180 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05911-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441598 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Хряков Александр Васильевич