• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Source Study

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к Профессиональному циклу дисциплин и блоку «Базовые курсы направления подготовки», обеспечивающих бакалаврскую подготовку. Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение базовых знаний и навыков источниковедческого анализа. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы; знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы; понимать язык литературы по общим проблемам исторической науки. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Дать цельное представление о развитии системы исторических источников, об их взаимосвязях и закономерностях эволюции, раскрыть их информационный потенциал 2. Знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами 3. Усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения 4. Знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии 5. Формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников 6. Формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников 7. Овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией 8. Знакомство с историографией исторического источниковедения 9. Знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения 10. Овладение базовыми навыками специальных исторических дисциплин Планируемые результаты обучения
  • Дать цельное представление о развитии системы исторических источников, об их взаимосвязях и закономерностях эволюции, раскрыть их информационный потенциал
  • Знакомство студентов с проблематикой исторического источниковедения и его методами
  • Усвоение понятийно-категориального аппарата современного исторического источниковедения
  • Знакомство с проблемой интерпретации понятий «исторический источник», «критика источника», «ретроспективная информация» в современной историографии
  • Формирование представлений о существующих системах классификации исторических источников
  • Формирование представлений об информационном потенциале основных типов и видов исторических источников
  • Овладение базовыми навыками анализа исторических источников и работы с ретроспективной информацией
  • Знакомство с историографией исторического источниковедения
  • Знакомство с дискуссионными проблемами исторического источниковедения
  • Овладение базовыми навыками специальных исторических дисциплин
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей
  • анализирует и типологизирует письменные исторические источники
  • анализирует язык с точки зрения его концептуальной модели мировосприятия
  • Владеет методами анализа и работы с историческими источниками с использованием информационных ресурсов
  • владеет различными методами анализа исторических источников
  • дает определение понятий «исторический источник», «ретроспективная информация»
  • знает актуальные проблемы и методологические подходы в изучении разного вида исторических источников
  • знает виды летосчисления
  • Знает основные этапы исследований в области отечественного и зарубежного источниковедения
  • Использует различные виды информационных ресурсов для профессиональной деятельности
  • Критически подходит к информационным ресурсам при их использовании в процессе профессиональной деятельности
  • ориентируется в архивном фонде Российской Федерации
  • ориентируется в библиотечных хранилищах , собраниях рукописей
  • ориентируется в дискуссионных вопросах русской метрологии
  • ориентируется в методиках применения хронологии в исторических исследованиях
  • ориентируется в основных теоретических и практических понятиях архивного дела
  • ориентируется в особенностях библиографического поиска для исторического исследования
  • ориентируется в понятиях дисциплины археографии
  • ориентируется в проблемах археографической публикации и описания исторических источников
  • ориентируется в теоретических проблемах дисциплины
  • понимает основы исторической эвристики
  • понимает проблематику анализа устных и этнографических источников
  • проводит критику вещественных исторических источников
  • разбирается в вопросах хронологии и метрологии
  • разбирается в особенностях архивного хранения в России и за рубежом
  • различает типы и виды исторических источников
  • Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональных задачами
  • способен классифицировать исторические источники
  • способен ориентироваться в библиотечных, архивных, музейных и прочих системах классификации информации
  • типологизирует и критически анализирует визуальные исторические источники
  • типологизирует устные источники
  • умеет определять круг источников, достаточных и необходимых для проведения исследования по выбранной теме
  • Умеет осуществлять самостоятельный поиск искать источников по теме, в том числе с использованием информационных сетей и ресурсов
  • Умеет ставить задачи источниковой обеспеченности темы исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Теоретические проблемы исторического источниковедения
  • Раздел 2. Типы и виды исторических источников: общая характеристика
  • 2.1. Письменные источники
  • 2.2. Вещественные источники
  • 2.4. Устные и этнографические источники
  • 2.5. Лингвистические источники
  • Раздел 3. Источниковедческая эвристика
  • 2.3. Визуальные источники
  • 3.1. Архивоведение.
  • 3.2. Археография.
  • 3.3. Библиография.
  • 3.5. Хронология и метрология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочные и самостоятельные работы по текущим темам
    Проверяются полученные палеографическая навыки: умение разбирать, читать фрагменты текстов исторических источников, написанные уставом, полууставом и скорописью XVII – XIX вв.) (русское летописание, берестяные грамоты, актовые материалы, письма), знания по русской метрологии и хронологии.
  • неблокирующий контрольная работа
    Письменная работа, состоящая из теоретической части (материалы лекций) и практической части – проверяются палеографические навыки работы с текстом источника.
  • неблокирующий экзамен
    проводится в устной форме, состоит из двух частей - вопрос по теоретической части и выполнение практического задания (проверка навыков палеографии)
  • неблокирующий работа на семинарах
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах, выполняют практические задания по работе с историческими источниками
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Проверочные и самостоятельные работы по текущим темам + 0.2 * контрольная работа + 0.2 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Раскин, Д. И. Архивоведение : учебник для академического бакалавриата / Д. И. Раскин, А. Р. Соколов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00870-8.