• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The History of World War II

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках эксклюзивного авторского курса планируется выработать у студентов целостное представление об истории Второй мировой войны, как абсолютной гуманитарной катастрофе, сопровождавшейся гибелью десятков миллионов людей, самом значительном по своим масштабам и последствиям конфликте в истории человечества, для которого были характерны ожесточенная вооруженная борьба, идеологическое, политическое, экономическое и духовно-психологическое противостояние враждебных коалиций. Для достижения поставленной цели предполагается сформировать у слушателей комплексное и разностороннее понимание причинно-следственных связей, механизма и последствий Второй мировой войны, в значительной степени предопределивших социальные процессы, происходившие в послевоенном мире, а также его состояние и общественное устройство при помощи акцентации внимания на наиболее тематически значимых и актуальных проблемах. Особое внимание предполагается уделить мифологии, микроистории, многообразию реакций и вариативности человеческого поведения в экстремальных обстоятельствах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выявляет научную сущность проблем в профессиональной области (оценивает понятийный аппарат и проблематику историко-научных исследований, особенности использования изучаемыми авторами исторических источников)
  • решает проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза (выделяет основные тезисы прочитанной литературы и обобщает прочитанный материал)
  • работает с информацией: находит, оценивает и использует информацию из разных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач, в том числе на основе системного подхода (владеет навыками обобщения и анализа специальной научной литературы);
  • критически оценивает накопленный опыт, умеет переосмыслять профессиональную и социальную деятельность (анализирует содержание прочитанной литературы, выделяя основные тезисы автора и критически оценивая убедительность приведенных аргументов, способен провести сравнение разных авторов, пишущих на одну тему, анализирует и критически оценивает тезисы других студентов, выдвигаемые в ходе устной дискуссии и полемики);
  • осуществляет поиск и анализ исторических источников (читает указанную в программе литературу и адекватно воспроизводит ее содержание, способен критически оценивать источники);
  • самостоятельно выявляет источники информации, необходимые для решения профессиональных задач (самостоятельно находит литературу в электронных базах данных, электронных каталогах и на бумажных носителях); – учитывает социокультурные различия в профессиональной деятельности (понимает научную литературу, написанную в рамках историографической традиции, отличной от традиции отечественной историографии, и способен выделить и проанализировать эти отличия);
  • Цель освоения дисциплины «История Второй мировой войны 1939–1945 гг.» заключается в ознакомлении студентов с основными проблемами истории Второй мировой войны, а также с основными понятиями и концепциями, используемыми в отечественной и зарубежной историографии. Курс направлен на развитие у студентов умений анализировать специальную историческую литературу, вести научную дискуссию и публично представлять результаты исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении и назвать основные проблемы истории ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, понимает разницу между предпосылками (истоками, условиями) ВМВ и её непосредственными причинами
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями о начальном этапе ВМВ (от Польской кампании 1939 до открытия Восточного фронта в 1941)
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями об особенностях устройства нацистского государства
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями о причинах, механизме и последствиях нацистского геноцида
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет фактическими знаниями об особенностях устройства советского государства
  • Студент имеет представления о содержании темы и коалиционной войне, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о формировании, составе и распаде гитлеровской коалиции
  • Студент имеет представления о содержании темы и коалиционной войне, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о формировании, составе, борьбе и преимуществах антигитлеровской коалиции
  • Студент имеет представления о содержании темы и понимает значение стратегической битвы для исхода войны, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о главных стратегических битвах ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о причинах, содержании, противоречиях и последствиях оккупационной политики нацистов и их союзников
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о проблеме военного плена и принудительного труда в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об особенностях борьбы партизан и участников Сопротивления в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об особенностях борьбы партизан и участников Сопротивления в годы ВМВ Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об истории и противоречиях жизни русской диаспоры за рубежом в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями о причинах, основных формах, механизме и последствиях сотрудничества с противником в годы ВМВ
  • Студент имеет представления о содержании темы, понимает проблему микроистории и частной человеческой реакции, поведения в экстремальных обстоятельствах массового насилия в условиях войны
  • Студент имеет представления о содержании темы, способен участвовать в дискуссионном обсуждении, владеет общими фактическими знаниями об итогах и результатах ВМВ, причинах победы антигитлеровской коалиции, противоречиях между победителями, причинах начала «холодной войны», дискуссионных оценках демографических потерь, понимает значение ВМВ в исторической памяти
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Актуальные и дискуссионные проблемы истории Второй мировой войны (ВМВ).
    Гуманитарная и демографическая катастрофа в истории. Последствия Великой войны 1914-1918 гг. Международные противоречия в 1930-е гг. Проблема предотвращения войны. Нацистская экспансия, создание антигитлеровской коалиции и внешняя политика СССР в 1939–1941 гг. Третий рейх и СССР в годы ВМВ. Страны гитлеровской и антигитлеровской коалиции. Стратегические битвы, роль и значение разных театров военных действий (ТВД). Ужесточение войны. Холокост-Шоа и геноцид. Оккупация, плен и принудительный труд. Русское Зарубежье в годы ВМВ. Сопротивление и коллаборационизм. Микроистория и современник катастрофы. Демографические потери. Результаты и последствия ВМВ
  • Истоки и причины ВМВ
    Международные отношения после Великой войны 1914–1918 гг. Кризис Версальской системы. Внешнеполитические доктрины фашизма и нацизма. Доктрина ВКП(б). «Гонка вооружений». Внешняя политика Японии и японо-китайская война 1937–1945 гг. Значение азиатского ТВД, битва за Ухань (1938). Международные отношения в 1930-е годы. Мюнхенское соглашение 1938 г. и крушение политики «умиротворения». Советско-германские отношения и XVIII съезд ВКП(б). Вооруженные Силы, экономики и ресурсы первых держав мира (1939). Переговоры о создании системы «коллективной безопасности». Первый советско-германский пакт (1939). «Вторая империалистическая война» в планах А. Гитлера и И. В. Сталина.
  • Внешняя политика СССР и международные отношения (1 сентября 1939 – 21 июня 1941).
    Вооруженная борьба на разных ТВД, создание антигитлеровской коалиции. Польская кампания. Второй советско-германский пакт. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Нацистская агрессия в Европе, разгром Франции, формирование гитлеровской коалиции и сопротивление Великобритании. Присоединение к СССР Эстонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Северной Буковины. Советско-германские переговоры в Берлине (1940). Советское и германское оперативное планирование. Внешняя политика США и закон о «ленд-лизе» 1941 г. Советско-японский пакт. Военно-политическая ситуация накануне нападения Германии на СССР.
  • Третий рейх в годы Второй мировой войны.
    Цели участия в войне. Особенности гитлеровского государства в режиме военного времени. Лидеры. Нацистская доктрина и практика. Ужесточение войны. Экономика и ресурсы. Вооруженные Силы и эффективность военных усилий. Военачальники. Террор, концлагеря и репрессивная система. Культура и пропаганда. Нацистская мистика и оккультизм. Культ героев. Немецкое общество и сопротивление режиму.
  • Холокост-Шоа и геноцид в годы ВМВ
    Понятие Холокоста-Шоа и геноцида. Антисемитизм в Третьем рейхе. Идеологические и расовые установки нацистов. Холокост-Шоа в начальный период войны. Гетто. Планирование истребительной войны на Востоке. Уничтожение нацистами советских и европейских евреев. Ванзейская конференция 1942. Концлагеря в Польше. Холокост-Шоа и союзники рейха. Холокост-Шоа и коллаборационисты. Геноцид и уничтожение других групп населения. Общественная реакция. Сопротивление. Современный ревизионизм и его критика.
  • Советский Союз и ВКП(б) в годы ВМВ
    Цели участия в войне. Политическое устройство и особенности советского государства в режиме военного времени. Доктрина и практика ВКП(б). Лидеры. Ужесточение войны. Экономика и ресурсы. Вооруженные Силы и эффективность военных усилий. Военачальники. Террор, ГУЛАГ и репрессивная система. Власть и голод, трагедия Ленинграда. Культура и пропаганда. Культ героев. Отечественная война и массовое сознание. Церковно-государственные отношения. Сопротивление режиму. Значение военных усилий СССР и их роль в общей борьбе антигитлеровской коалиции.
  • Страны гитлеровской коалиции в годы ВМВ.
    Союзники рейха (Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия и др.). Цели участия в войне. Проблема Финляндии и значение её военных усилий для борьбы на советско-германском фронте. Япония во ВМВ. Причины слабости гитлеровской коалиции. Военные преступления.
  • Страны антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны.
    Участники антигитлеровской коалиции. Цели участия в войне. Атлантическая хартия (1941). США во ВМВ. Ресурсы и военное производство, значение «Ленд-лиза». Встречи глав государств антигитлеровской коалиции. Проект «Манхэттен». Причины превосходства антигитлеровской коалиции. Нейтральные государства. Военные преступления.
  • Стратегические битвы и операции ВМВ
    Понятие стратегической битвы. Роль и значение разных ТВД (Азиатский, Западный и Средиземноморский, Атлантика, Африканский, Восточный фронт, проблема «второго фронта»). Битва за Англию 1940 г. Московская битва 1941/42 гг. Битва у атолла Мидуэй 1942 г. Битва при Эль-Аламейне 1942 г. Сталинградская битва 1942/43 гг. Битва за Тунис и Курская битва 1943 г. Битва за Апеннины 1943 г. Операция «Оверлорд» 1944 г. Арденнская операция 1945.
  • Нацистская оккупационная политика в годы ВМВ
    Гитлеровская геополитика и концепция «жизненного пространства». Расовая доктрина. Особенности нацистской оккупации в Польше и Восточной Европе. «Новый порядок» в Западной Европе и статусы местных властей. Оккупация на Балканах. Концепция «объединенной Европы». Особенности и противоречия оккупационной политики на территории СССР. Колонизационные проекты Рейха. Военные преступления, евгеника и эвтаназия. Утопизм. Антигитлеровская оппозиция и оккупационная политика на Востоке.
  • Плен и принудительный труд в годы ВМВ.
    Международные соглашения о плене. Третий рейх, СССР и проблема военного плена. Статистика. Преступления против военнопленных. Военнопленные на стороне противника. Проблема принудительного труда. Иностранные рабочие в рейхе.
  • Партизанское движение и Сопротивление в годы Второй мировой войны
    Статус партизан и участников Сопротивления. Тактика, методы, эффективность и противоречия партизанской борьбы. Партизанская борьба и Сопротивление в Восточной Европе. Сопротивление в Западной Европе. Особенности партизанской борьбы на Балканах. Коммунистические и национальные партизанские формирования. Партизанская борьба и подполье на оккупированных территориях СССР.
  • Русское Зарубежье в годы Второй мировой войны
    Феномен и география Русского Зарубежья к 1939 г. Воинские и общественные организации эмиграции. Русские эмигранты и война Германии против СССР. Участие русских эмигрантов в движении Сопротивления. Русские эмигранты и Третий Рейх. Русский Корпус на Балканах. Русские эмигранты и «подсоветские» люди в Европе. Русские православные юрисдикции. Русские эмигранты в странах антигитлеровской коалиции. Русские эмигранты в Маньчжурии. Русская эмиграция и репатриации 1945–1947 гг.
  • Коллаборационизм в годы ВМВ
    Понятие коллаборационизма. Особенности коллаборационизма в Западной и Восточной Европе, на Балканах, и на оккупированных территориях СССР. Экономический, культурный, бытовой и военно-политический коллаборационизм. Советские граждане на стороне противника. Власовское движение. Вторая «волна» российской эмиграции. Послевоенные репрессии
  • Современник катастрофы: человек на обочине войны
    Человек в эпоху массового насилия и частные свидетельства о нем. Обыватель и война. Фронтовой и тыловой быт. Феномен оккупации. Ненависть и сострадание на войне. Церковь и религия. Человек на пороге смерти. Женщины и дети на войне.
  • Итоги ВМВ
    Политические, территориальные, социально-экономические и идеологические итоги ВМВ. Создание ООН. Потсдамская конференция 1945 г. Разделение Европы, проблема «железного занавеса». Возникновение советских и просоветских режимов в Восточной Европе и Азии. Нюрнбергский процесс 1945–1946 гг. Репатриации и депортации. Демографические потери. Дискуссия о демографических потерях СССР. Продолжение вооруженной борьбы в странах Восточной и Средней Европы, причины и начало «холодной войны». Колониальный кризис (Британии, Голландии, Франции). Война в мировой культуре и исторической памяти.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий участие в работе на семинаре
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий письменная домашняя работа
  • неблокирующий письменная проверочная работа (тест)
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.24 * доклад + 0.12 * письменная домашняя работа + 0.12 * письменная проверочная работа (тест) + 0.12 * участие в работе на семинаре + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bartov, O. (2003). Germany’s War and the Holocaust : Disputed Histories. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671355

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ryan, C. (2010). Longest Day, The : The D-Day Story, June 6th, 1944. London: Tauris Parke Paperbacks. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=345575
  • Weiner, A. (2002). Making Sense of War : The Second World War and the Fate of the Bolshevik Revolution. Princeton, N.J.: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430829