• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если интересны и работа, и учёба — всё получится»

Учиться в Питерской Вышке непросто. Однако нашим студентам удается совмещать обучение на программе с работой. Мы спросили у них, как все успевать и не потерять баланс между работой, учебой и личной жизнью.

«Если интересны и работа, и учёба — всё получится»

Фото из архива ОП «Филология»

Алина Турыгина, студентка 3-го курса

Алина Турыгина, студентка 3-го курса

Моя самая первая работа появилась во многом благодаря нашему филфаку. Именно здесь я начала учить немецкий (до этого он мне вообще не нравился) и вот уже год работаю в школе немецкого языка Deutsch.online — создаю обучающие материалы для группы в ВК. Второй работой я тоже обязана Вышке: наша академический руководитель как-то отправила вакансии на работу в проекте Московской Вышки на почту потока, я подала резюме, и меня взяли. Тоже примерно год работаю в этом проекте, надеюсь продолжить в следующем учебном сезоне. У меня даже появилась страничка стажёра-исследователя на сайте Вышки, она пока пустая, но к сентябрю я это исправлю. Последняя работа скорее в скобках, но связана с моими научными интересами — я перевожу две серии фэнтези-книг с английского на русский для маленького издательства моей подруги из Москвы. Это совсем не ради денег, я ратую за близкие к оригиналу переводы, а фэнтези входит в круг моих интересов.

Помимо знания немецкого, которое я расширяю и в рамках учёбы, и в рамках работы, думаю, общие навыки аналитического филологического мышления, начитанность, приобретённая благодаря учёбе (до неё я читала совсем другие книжки), помогли получить вторую работу. И, разумеется, знание английского развилось именно за последние три года: я читала много англоязычных статей, пошла на англоязычный майнор, сейчас в основном читаю в оригинале. К тому же некоторые курсы программы не позволили растерять навыки работы с базами данных, таблицами — это сильно облегчает мою работу. Оптимизация — моё всё.

Последнее предложение относится и к тому, как совмещать учёбу и работу. Конечно, ты чем-то жертвуешь, какими-то аспектами студенческой жизни, но, учитывая, что два года мы провели дома на удаленке, я не сильно это почувствовала. Главное — быть open-minded и быть заинтересованным в том, что ты делаешь. Про open-minded: я знаю, что многие предвзято относятся к аудиокнигам, но для меня это просто прекрасная функция 21 века. У меня есть подписка на Storytel, множество книг я именно прослушала, делая пометки в приложении и перенося их потом в конспекты или текстовые файлы. Сейчас я много хожу и постоянно слушаю книги, в основном на английском, библиотека у них огромная на разных языках! А про заинтересованность, как видно, каждая моя работа приносит мне что-то большее, чем деньги — мне хочется быть частью чего-то важного, а также учиться. Это как двойная мотивация: мне нужно подучить немецкий, чтобы сделать материалы, за которые мне заплатят. Почти мечта, не так ли?

Конечно, если вдруг покажется, что этот текст — сплошная радость и веселье, это не так. Я не так редко, как хотелось бы, расстраиваюсь, ною и плачу о том, как мне тяжело. Но это проходит, и поэтому не определяет ситуацию. Я хочу остаться в науке, и готова к тому, что денег это принесет немного, а работы (иногда муторной и скучной) — много. У меня буквально сейчас сорвался отпуск, и я ищу ещё работу или стажировку (надо же чем-то время занять); погрустила и снова пошла накапливать знания.

Из советов, наверное, дам такой — быть честным с самим собой: спросите себя, зачем вы на этом филфаке и зачем вам работа? Что-то может перевешивать, и это вполне нормально. Главное, чтобы не перегорел интерес. Мой подход совсем не для всех, но в этом и фишка: всегда нужно держаться своего.

А ещё может помочь, как ни странно, нетворкинг. Мне он пока сильно не помог, кажется, но я знаю много людей, которые именно так нашли полезную работу. Для нетворкинга нужно не бояться спрашивать, а ещё быть интересным. Это возвращает к учебе и работе над собой. Если интересны и работа, и учёба — всё получится!

Евгения Колпащикова, студентка 2-го курса

Евгения Колпащикова, студентка 2-го курса

Я работала и планирую продолжать работать преподавателем английского — индивидуально и в Ассоциации Победителей Олимпиад (далее — АПО). В АПО я веду интенсивы по подготовке к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников по английскому.

В работе мне помогали ориентация на моих любимых преподавателей с филологии, а также знание латинских и греческих корней в английских словах. Я рассказывала об этом ученикам, и эти знания их часто выручали.

Не буду врать, что совмещать работу и учебу легко, но при желании такое совмещение возможно. В основном за счет отказа от тусовок и развлечений. Самое важное, на мой взгляд, — правильно расставить приоритеты. И помнить о своем здоровье, сон — это очень важно.

Екатерина Залевская, студентка 3-го курса

Екатерина Залевская, студентка 3-го курса

На первом курсе я работала официантом. Затея так себе, потому что сил не остаётся совсем, и очень трудно сохранить концентрацию на учебе. Я не научилась на своих ошибках и на втором курсе пошла работать продавцом-консультантом. Такую работу действительно сложно совмещать с учебой (только если не работать продавцом или официантом выходного дня — это крутая возможность для студентов). Параллельно я занималась с маленькими детками английским — это отнимает много сил, но заряжает энергией. А вот на третьем курсе я уже начала искать базы и платформы, где можно выполнять всякие задания и работать с более свободным графиком.

В работе мне помогло умение общаться, как бы банально это ни звучало. Коммуникация — одно из важнейших умений в любом деле. Так что почаще выступайте на семинарах, заводите знакомства, не стесняйтесь себя и своих мыслей. Вы все уникальные, пробуйте! Возможно, не все сразу получится, но главное — не сдаваться.

Я не буду лукавить: совмещать учебу и работу трудно. Часто вектор внимания и сил смещается исключительно на работу. Тут важно уметь расставлять приоритеты и здраво оценивать свои силы. Самое главное — спите побольше. Работа — это классно, но нет ничего дороже вашего здоровья. Любите себя и оценивайте свои силы объективно. Постарайтесь выбрать такую работу, которая поможет вам в будущем, чтобы трудности и недосып были оправданы в полной мере!

Присмотритесь к компьютерной и корпусной лингвистике. Как человек с опытом (пусть и минимальным), могу сказать, что это одни из самых полезных прикладных предметов. А если вы "чистые" филологи, пробуйте подаваться в издания. Не ждите объявлений о вакансии, просто пишите сами в те места, где хотели бы поработать. Студентов с целями и стремлением любят везде.

Дарья Доильницына, студентка 2-го курса

Дарья Доильницына, студентка 2-го курса

За два года на филфаке я много всего попробовала: репетиторство по литературе и языкам (немецкому, латинскому, английскому и русскому). В июне я подрабатывала вожатой в детском лагере: вела английский язык. Участвовала в нескольких оплачиваемых проектах от ВШЭ, а также стажировалась в компании AxieLabs. Еще я была ассистентом по латыни, если это подходит под понятие “подработки”.

Английский язык очень помог в работе и репетитора, и вожатой, и на стажировке, во время которой приходилось писать много текстов. Я больше отношу себя к германистам, поэтому освоить хотя бы частично русскую литературу и дать основное понимание русского языка очень помогли лекции по истории литературы и языкознанию. Базовые навыки (сделать презентацию за 20 минут, распределить информацию) появились на первом курсе, чем я пользуюсь для работы постоянно.

Совмещать работу и учебу реально. Но на оценки 9 и 10 при большой нагрузке можно не рассчитывать. Честно признаюсь, что работала я намного больше, чем училась, поэтому о девятках и десятках уже не особо думала. Придется иногда не спать по ночам, чтобы сдать какой-нибудь предмет, но отучиться на восьмёрки получится.

Главное — это не забрасывать учебу окончательно и вовремя отдыхать (например, я старалась всегда освобождать выходные от стажировки, учеников). Работа — это замечательная практика, поэтому пробовать совмещать учебу с работой важно. Это учит оперативно справляться с заданиями и ценить время, проведенное с близкими.

Анна Чайковская, студентка 3-го курса

Анна Чайковская, студентка 3-го курса

Я успела поработать администратором в фитнес-клубе, но, к счастью, это продлилось недолго. Сейчас работаю ассистентом ресторатора и организатора мероприятий, чему очень рада. Недавно открыли ресторан, а впереди еще очень много интересных событий Во-первых, конечно, во время работы пригодились языки. Это всегда очень актуально.

Во-вторых, некоторые освоенные навыки на курсе компьютерной лингвистики тоже пригодились. Многие программы помогают глубже анализировать разного рода тексты. В-третьих, на филологии много времени уделяется красоте языка. Понимание этой красоты тоже немало выделяет меня на фоне других сотрудников. Кстати, мне еще сильно помогла внеучебка. Многие организаторские навыки именно оттуда. Всем очень советую внеучебную деятельность!

Иногда совмещать работу и учебу очень трудно, особенно вначале. Сейчас я работаю полноценно, поэтому прилагаю немало усилий, чтобы все успеть. Я уже вошла в комфортный для себя режим. Утром учусь, вечером работаю. График у меня, кстати, 6/1.

Трезво оценивайте, насколько вам нужна эта работа, что она даст вам в будущем. Не тратьте время на бездумные подработки. Если есть возможность, выбирайте работу с перспективой для себя! Также обязательно оцените, насколько вам комфортно совмещать такие нелегкие деятельности, всегда держите в фокусе своего внимания ментальное здоровье. И не бойтесь рисковать!

Ксения Павлова, студентка 2-го курса

Ксения Павлова, студентка 2-го курса

На втором курсе я работала в онлайн-школе по подготовке к ЕГЭ. Моя должность — куратор по литературе. Ежедневно я проверяла сочинения одиннадцатиклассников, давала каждому подробный фидбек. Кроме того, я по несколько часов в день отвечала на вопросы учеников в общем чате, помогала с трудными вопросами, теорией литературы и анализом.

Мне очень помогли предметы «Академическое письмо» (1 курс) и «Теория литературы» (2 курс), так как знания, которые я там получила, важны для написания сочинений на экзамене. В Вышке также очень ценятся коммуникабельность и организованность. Собственно, эти навыки и пригодились мне на работе, так как общение с выпускниками — дело непростое.

Несмотря на то, что дедлайны в Вышке часто совпадали с задачами по работе, я планировала дела заранее и всё успевала. Важно понять, в какое время у вас проходят пары, когда нужно выделить время на работу. Так как почти весь второй курс очные пары у меня были днём или вечером, то время утром я стабильно уделяла работе. Таким образом, в первой половине дня я работала, а во второй училась. И могу вам сказать, что за год я не пропустила ни одного дедлайна, отлично закрыла летнюю сессию и подготовила множество ребят к государственному экзамену!

Во-первых, не бойтесь! Страх ничего не успеть — это нормально, но ведь если не попробуешь, то и не узнаешь. Если совмещать будет очень сложно, то с работы всегда можно уйти. Ценный же опыт всегда останется с вами.

Во-вторых, если ищите работу, то обратите внимание на онлайн-варианты. Работа с ноутбуком — всегда очень комфортный процесс, который можно подстроить под пары и дедлайны. Сидеть с вкусным кофе и ноутбуком в «Слое» или библиотеке — одно удовольствие!

Станислава Яковлева, студентка 3-го курса

Станислава Яковлева, студентка 3-го курса

С лета после второго курса по весну третьего работала аналитиком данных на неполную ставку, а с весны третьего курса перешла на полную ставку.

Больше всего знаний, релевантных для профессии, я получила на майноре по Data Science. Учеба на самом филфаке очень хорошо повлияла на мои софты: способность организовывать свою работу, работать много под давлением и в короткие сроки. Времени было очень мало, а успеть нужно было много. Я даже рада такому положению дел. Совмещать работу и учебу — это уникальный опыт, который очень быстро делает тебя взрослее.

Хочу поделиться несколькими советами, которые помогли мне все совмещать.

А) Надо научиться планировать свое время — это касается не только работы и учебы, но и каких-то повседневных дел. Чем структурированнее будет день, тем легче будет справляться с делами!

Б) Надо научиться принимать, что совмещать работу и учебу — это вообще-то тяжело. В моменте очень легко пропустить симптомы начала выгорания или просто физического переутомления. Важно уметь за собой следить и заботиться о себе. Если есть выбор между учебой, работой и здоровьем, надо всегда выбирать последнее. Поэтому нужно уметь правильно отдыхать! Очень круто, если время отдыха получается потратить не на соцсети, а на медитацию, спорт, прогулки. На самом деле, то, как ты проводишь время вне работы и учебы, сильнее всего влияет на самочувствие. Можно постепенно развивать в себе полезные привычки: например, гулять каждый день, заменять скроллинг соцсетей каким-нибудь хобби, медитировать вечером.

В) Очень важно привить себе способность концентрироваться at one thing at a time. Легко допустить ошибку на работе, если постоянно думаешь о горящем учебном дедлайне, и наоборот. Лучше полностью посвящать одну часть дня учебе, а вторую — работе.

Г) Надо уметь расставлять приоритеты. Лучше выбрать самые важные дела и отдать в них большую часть своей энергии и сил, чем набрать миллион мелких задач разной приоритетности и ничего в итоге не сделать хорошо.

Юлия Ларченкова, студентка 2-го курса

Юлия Ларченкова, студентка 2-го курса

Я работала репетитором по английскому языку у нескольких учеников, а также успела поработать няней. Во время работы мне пригодились интерактивные платформы. На парах по немецкому и английскому у нас всегда был интерактив — как на очных занятиях, так и во время онлайн-обучения. Я решила попробовать добавить такую платформу как Wordwall в репетиторство, и всë, понеслось — ученики еë обожают. Моя манера преподавания и построение некоторых уроков в какой-то степени строились на примере языковых пар в универе: так, можно было попробовать разные виды взаимодействий и подачи информации и подобрать подходящий.

Совмещать работу с учебой далеко непросто. Бессонница, волнения из-за учебы, попытки соблюдения какого-то расписания и дедлайнов тоже не всегда были успешными. Это всë сильно сказывалось на моëм состоянии и, соответственно, на учëбе и работе: засыпаешь на перерывах, на парах, в пути, на работе. Но с другой стороны, как бы это ни было парадоксально, постоянное движения с места на место в течение дня даже поддерживало в тонусе. Если рассматривать совмещение с онлайн- и оффлайн-обучением, то в обоих случаях были свои неудобства. Например, мне было намного легче ехать на репетиторство с очных пар, нежели с дистанционных. Но иногда из-за очных пар было сложно составить расписание работы няней.

Первое время нужно будет привыкнуть к дикому ритму, но как только вольëтесь — всë заработает. При этом не суетитесь! Это лишние нервы и больше ненужных движений, которые только отнимут ваше время, загонят в стресс. Чем вы спокойнее, тем лучше. Думайте о себе и слушайте свой организм. Если вы чувствуете, что сегодня не сможете поработать, возьмите отгул. Это, конечно, зависит от вида работы, но в любом случае не забывайте отдыхать.

В течение дня легко пропустить приëм пищи из-за постоянного движения, но надолго такого образа жизни не хватит. Что касается сна, то лучше поспать всего лишь 1-3 часа, чем не поспать вообще.