• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Февраль

Научно-исследовательский семинар «Магия как сюжет в мировой литературе»

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Магия — это не только действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных и других людей, но и дискурс, присутствующий уже в античной литературе. Подчас это было связано не только и не столько с уверенностью в том, что магия действительно существует, она была очень эффективна как инструмент, чтобы уличить соперника в шарлатанстве или нечестности. Довольно скоро магия стала одним из характеристик Другого, «варвара» в обществе, а литераторы стали исследовать возможности магического дискурса в своих произведениях. В рамках данного курса мы рассмотрим, как и зачем писатели и поэты из века в век обращались к магии как дискурсу: от античности до современности. Среди текстов, которые мы рассмотрим: «Метаморфозы» Овидия, «Фауст» Гете и народные легенды о докторе Фаустусе, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Цирцея» Миллер, «Ложа чернокнижников» Ирвина и другие.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с ключевыми произведениями мировой литературы
  • Знакомство и освоение методологии социальных наук
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знание важных текстов художественной литературы
  • Демонстрировать навыки компаративного анализа
  • Ориентироваться в периодах мировой культуры
  • Демонстрировать осведомлённость разными дискурсивными модусами художественного текста
  • Демонстрировать знание жанрового своеобразия современной литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Содержание понятия «магия».
  • «Медея» Еврипида
  • «Метаморфозы» Апулея
  • Фауст
  • Магия у русских модернистов
  • «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
  • «Ложа чернокнижников» Роберта Ирвина
  • «Цирцея» Мадлен Миллер
  • «Молот ведьм»
  • Алистер Кроули
  • «Эзотерическое подполье Британии» Дэвида Кинана
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии на семинарских занятиях, ответы на вопросы преподавателя и других студентов. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы, обозначенной в силлабусе курса
  • неблокирующий Финальное эссе
    Эссе представляет развернутое письменное высказывание на одну из предложенных или выбранных студентом тем. Объем эссе — до 10000 знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.5 * Финальное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Величина качества : оккультизм, религии Востока и искусство XX века, Фаликов, Б., 2017
  • Золотая ветвь : исследование магии и религии, Фрэзер, Дж. Дж., 2003
  • Золотой осел, Апулей, 2001
  • Мастер и Маргарита : Роман, Булгаков, М.А., 2003
  • Первобытная культура, Тэйлор, Э., 1939
  • Фауст : трагедия, Гете И.В., Пелевин В.О., 1982

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Культы и культура : от Елены Блаватской до Рона Хаббарда, Фаликов, Б. З., 2007

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна