We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar «Magic as a Subject in World Literature»

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructor


Нестеренко Мария Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Магия — это не только действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных и других людей, но и дискурс, присутствующий уже в античной литературе. Подчас это было связано не только и не столько с уверенностью в том, что магия действительно существует, она была очень эффективна как инструмент, чтобы уличить соперника в шарлатанстве или нечестности. Довольно скоро магия стала одним из характеристик Другого, «варвара» в обществе, а литераторы стали исследовать возможности магического дискурса в своих произведениях. В рамках данного курса мы рассмотрим, как и зачем писатели и поэты из века в век обращались к магии как дискурсу: от античности до современности. Среди текстов, которые мы рассмотрим: «Метаморфозы» Овидия, «Фауст» Гете и народные легенды о докторе Фаустусе, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Цирцея» Миллер, «Ложа чернокнижников» Ирвина и другие.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с ключевыми произведениями мировой литературы
  • Знакомство и освоение методологии социальных наук
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать знание важных текстов художественной литературы
  • Демонстрировать навыки компаративного анализа
  • Ориентироваться в периодах мировой культуры
  • Демонстрировать осведомлённость разными дискурсивными модусами художественного текста
  • Демонстрировать знание жанрового своеобразия современной литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Содержание понятия «магия».
  • «Медея» Еврипида
  • «Метаморфозы» Апулея
  • Фауст
  • Магия у русских модернистов
  • «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
  • «Ложа чернокнижников» Роберта Ирвина
  • «Цирцея» Мадлен Миллер
  • «Молот ведьм»
  • Алистер Кроули
  • «Эзотерическое подполье Британии» Дэвида Кинана
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии на семинарских занятиях, ответы на вопросы преподавателя и других студентов. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы, обозначенной в силлабусе курса
  • неблокирующий Финальное эссе
    Эссе представляет развернутое письменное высказывание на одну из предложенных или выбранных студентом тем. Объем эссе — до 10000 знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.5 * Финальное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Величина качества : оккультизм, религии Востока и искусство XX века, Фаликов, Б., 2017
  • Золотая ветвь : исследование магии и религии, Фрэзер, Дж. Дж., 2003
  • Золотой осел, Апулей, 2001
  • Мастер и Маргарита : Роман, Булгаков, М.А., 2003
  • Первобытная культура, Тэйлор, Э., 1939
  • Фауст : трагедия, Гете И.В., Пелевин В.О., 1982

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Культы и культура : от Елены Блаватской до Рона Хаббарда, Фаликов, Б. З., 2007

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна