• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Февраль

Научно-исследовательский семинар «История письма и чтения от древности до наших дней»

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Каминская Юлиана Владимировна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс позволит соприкоснуться с основаниями современной культуры, всмотреться в историю древних цивилизаций, расслышать незаслуженно забытые голоса мыслителей, в давние эпохи рассуждавших о пользе и вреде чтения. Речь пойдет о том, для чего и как возникали письменные знаки, развивалось чтение вслух и про себя, складывались сокровищницы знаменитых библиотек. Древние традиции Китая и Японии, Греции и Рима обнаружат связь с наследием эпохи Просвещения и современностью, размышления христианских и исламских философов о чтении священных книг выявят поразительное единодушие, а древнерусские книги предстанут частицами масштабных культурных процессов прошлого. Такой взгляд на историю поможет понять, как письменное слово формирует культуру сегодняшнего дня, обусловливает представления человека о себе и мире, как воплощается неразрывная связь общения и познания в художественной словесности. Достигнутое понимание поможет увидеть в собственном чтении и общем изучении литературы продолжение процессов, длящихся тысячелетия, и позволит в новом свете воспринять художественные облики чтения и письма в мировой литературе, двигаясь от Вольтера и Гофмана через Германа Гессе, Натали Саррот и Курта Воннегута к современным авторам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов- филологов с традициями письма и чтения, существовавшими в различных культурах
  • Ознакомление с историей изучения литературных памятников в разные эпохи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать комплексное представление об истории письма и чтения
  • Оперировать основными современными историографическими терминами
  • Ориентироваться в основах европейской истории письма и чтения
  • Анализировать поэтологические высказывания в литературных произведениях разных эпох
  • Демонстрировать навыки работы с историческим материалом, необходимым для анализа литературного текста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Истоки литературы и научных знаний о ней в историческом аспекте
  • Первые шедевры мировой литературы и научное освоение чтения
  • Историческая изменчивость чтения литературы в современном изучении
  • Чтение как самопознание и инструмент просветительской деятельности в осмыслении науки XIX – ХХI веков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами и сообщениями, сочинение собственных текстов и обсуждение текстов других участников семинара, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно в формате собеседования по предложенным вопросам. Экзамен проводится по билетам, в билете 2 вопроса, из указанных. Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История чтения, Мангель, А., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • От литеры до литературы : как письменное слово формирует мир, личности, историю, Пачнер, М., 2019

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна