We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar «The History of Writing Culture and Reading from Antiquity to the Present Day»

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Каминская Юлиана Владимировна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс позволит соприкоснуться с основаниями современной культуры, всмотреться в историю древних цивилизаций, расслышать незаслуженно забытые голоса мыслителей, в давние эпохи рассуждавших о пользе и вреде чтения. Речь пойдет о том, для чего и как возникали письменные знаки, развивалось чтение вслух и про себя, складывались сокровищницы знаменитых библиотек. Древние традиции Китая и Японии, Греции и Рима обнаружат связь с наследием эпохи Просвещения и современностью, размышления христианских и исламских философов о чтении священных книг выявят поразительное единодушие, а древнерусские книги предстанут частицами масштабных культурных процессов прошлого. Такой взгляд на историю поможет понять, как письменное слово формирует культуру сегодняшнего дня, обусловливает представления человека о себе и мире, как воплощается неразрывная связь общения и познания в художественной словесности. Достигнутое понимание поможет увидеть в собственном чтении и общем изучении литературы продолжение процессов, длящихся тысячелетия, и позволит в новом свете воспринять художественные облики чтения и письма в мировой литературе, двигаясь от Вольтера и Гофмана через Германа Гессе, Натали Саррот и Курта Воннегута к современным авторам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов- филологов с традициями письма и чтения, существовавшими в различных культурах
  • Ознакомление с историей изучения литературных памятников в разные эпохи
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрировать комплексное представление об истории письма и чтения
  • Оперировать основными современными историографическими терминами
  • Ориентироваться в основах европейской истории письма и чтения
  • Анализировать поэтологические высказывания в литературных произведениях разных эпох
  • Демонстрировать навыки работы с историческим материалом, необходимым для анализа литературного текста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Истоки литературы и научных знаний о ней в историческом аспекте
  • Первые шедевры мировой литературы и научное освоение чтения
  • Историческая изменчивость чтения литературы в современном изучении
  • Чтение как самопознание и инструмент просветительской деятельности в осмыслении науки XIX – ХХI веков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами и сообщениями, сочинение собственных текстов и обсуждение текстов других участников семинара, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно в формате собеседования по предложенным вопросам. Экзамен проводится по билетам, в билете 2 вопроса, из указанных. Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История чтения, Мангель, А., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • От литеры до литературы : как письменное слово формирует мир, личности, историю, Пачнер, М., 2019

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна