• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в языкознание

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Вторая часть изучения дисциплины охватывает проблемы лексикологии, семантики и прагматики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с базовыми теоретическими понятиями современной лингвистики, необходимыми для дальнейшего более углубленного и специализированного лингвистического образования.
  • Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Пользуясь соответствующим понятийным аппаратом, студент оперирует единицами различного типа на линейно-синтагматическом и аддитивно-фузионном континууме, противопоставляет словообразовательные и словоизменительные показатели. Студент умеет применять полученные знания к языковому материалу, читает глоссы и глоссирует языковой материал.
  • Студент владеет фонологической транскрипцией, анализирует языковой материал на основании типов дистрибуции, определяет фонологический статус фонетических различий.
  • Студент воспроизводит начальные положения теории языка как системы знаков, называет параметры, по которым различаются языки, описывает языковую карту мира
  • Студент идентифицирует основные синтаксические единицы и явления, анализирует с их помощью языковой материал
  • Студент излагает основные подходы к анализу лексического значения, применяет их на практике
  • Студент строит синтаксические деревья зависимостей и составляющих, аргументирует принимаемые при этом решения.
  • Студент формулирует с базовые понятия социолингвистики, сравнительно-исторического языкознания, дискурсивной лингвистики, оперирует основными терминами, относящимися к изучению коммуникативной структуры высказывания, простейшей классификацией речевых актов, понятиям и средствам текстовой связности. Студент описывает генетическую классификацию языков мира.
  • Внятно излагает существующие в языках наборы грамматических категорий и показывает связь между морфологическим и иными уровнями языковых явлений
  • Студент владеет фонетической транскрипцией, дает характеристику звукам в соответствии с Международным фонетическим алфавитом
  • Студент излагает основные понятия прагматики, различает компоненты значения, соответствующие ассерции, пресуппозици, импликации, импликатуре
  • Студент описывает устройство информационной структуры в корректных терминах, анализирует семантику грамматических конструкций
  • Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленными в языках, и описывает их значения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык как предмет лингвистики
  • Лексическая семантика
  • Введение в лингвистические дисциплины
  • Семантика грамматических категорий
  • Фонетика
  • Семантика синтаксических структур
  • Фонология
  • Прагматика
  • Морфемика
  • Устройство морфологических категорий
  • Основные подходы к устройству синтаксических структур
  • Основные синтаксические единицы и явления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 160 минут.
  • неблокирующий Домашнее задание (2)
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен (2)
    Проводится письменно в аудитории и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 160 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Самостоятельные работы по тематическим блокам согласно логике курса Количество: 2 работы в модуль Формат: очно
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен
  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Домашнее задание (2) + 0.3 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен (2)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
  • Chelliah, S. L., & Reuse, W. J. de. (2011). Handbook of Descriptive Linguistic Fieldwork. Springer.

Авторы

  • Риехакайнен Елена Игоревна
  • Соколов Евгений Геннадьевич
  • Брыкова Александра Андреевна
  • Попова Татьяна Ивановна
  • Чуйкова Оксана -
  • Кессель Ксения Витальевна
  • Блинова Ольга Владимировна
  • Заика Наталья Михайловна
  • Тискин Даниил Борисович