We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Introduction to Linguistics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors


Брыкова Александра Андреевна


Zaika, Natalia


Попова Татьяна Ивановна


Риехакайнен Елена Игоревна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Вторая часть изучения дисциплины охватывает проблемы лексикологии, семантики и прагматики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с базовыми теоретическими понятиями современной лингвистики, необходимыми для дальнейшего более углубленного и специализированного лингвистического образования.
  • Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Пользуясь соответствующим понятийным аппаратом, студент оперирует единицами различного типа на линейно-синтагматическом и аддитивно-фузионном континууме, противопоставляет словообразовательные и словоизменительные показатели. Студент умеет применять полученные знания к языковому материалу, читает глоссы и глоссирует языковой материал.
  • Студент владеет фонологической транскрипцией, анализирует языковой материал на основании типов дистрибуции, определяет фонологический статус фонетических различий.
  • Студент воспроизводит начальные положения теории языка как системы знаков, называет параметры, по которым различаются языки, описывает языковую карту мира
  • Студент идентифицирует основные синтаксические единицы и явления, анализирует с их помощью языковой материал
  • Студент излагает основные подходы к анализу лексического значения, применяет их на практике
  • Студент строит синтаксические деревья зависимостей и составляющих, аргументирует принимаемые при этом решения.
  • Студент формулирует с базовые понятия социолингвистики, сравнительно-исторического языкознания, дискурсивной лингвистики, оперирует основными терминами, относящимися к изучению коммуникативной структуры высказывания, простейшей классификацией речевых актов, понятиям и средствам текстовой связности. Студент описывает генетическую классификацию языков мира.
  • Внятно излагает существующие в языках наборы грамматических категорий и показывает связь между морфологическим и иными уровнями языковых явлений
  • Студент владеет фонетической транскрипцией, дает характеристику звукам в соответствии с Международным фонетическим алфавитом
  • Студент излагает основные понятия прагматики, различает компоненты значения, соответствующие ассерции, пресуппозици, импликации, импликатуре
  • Студент описывает устройство информационной структуры в корректных терминах, анализирует семантику грамматических конструкций
  • Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленными в языках, и описывает их значения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык как предмет лингвистики
  • Лексическая семантика
  • Введение в лингвистические дисциплины
  • Семантика грамматических категорий
  • Фонетика
  • Семантика синтаксических структур
  • Фонология
  • Прагматика
  • Морфемика
  • Устройство морфологических категорий
  • Основные подходы к устройству синтаксических структур
  • Основные синтаксические единицы и явления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 160 минут.
  • неблокирующий Домашнее задание (2)
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки. Предусмотрен дистанционный формат сдачи данного элемента контроля.
  • неблокирующий Экзамен (2)
    Проводится письменно в аудитории и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 160 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Самостоятельные работы по тематическим блокам согласно логике курса Количество: 2 работы в модуль Формат: очно
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0,6*Oэкз1 + 0,4*Одз1
  • 2024/2025 4th module
    0,2*Одз2 + 0,3 * Окр2 + 0,5*Оэкз2 В ведомость выставляется Итоговая1 = 0,5*Оц1 + 0,5 *Оц2
  • 2025/2026 2nd module
    0,2*Одз3+ 0,3 *Окр3 + 0,5*Оэкз3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
  • Chelliah, S. L., & Reuse, W. J. de. (2011). Handbook of Descriptive Linguistic Fieldwork. Springer.

Авторы

  • Тискин Даниил Борисович
  • Чуйкова Оксана Юрьевна
  • Заика Наталья Михайловна
  • Кессель Ксения Витальевна
  • Попова Татьяна Ивановна
  • Блинова Ольга Владимировна
  • Брыкова Александра Андреевна
  • Соколов Евгений Геннадьевич
  • Риехакайнен Елена Игоревна