Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
08
Июнь

Лингвистика текста

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В фокусе внимания курса находится текст как комплексное лингвистическое явление, рассматриваемое в единстве его структурных, когнитивных и социокультурных аспектов. Текст понимается как динамическая коммуникативная единица, где языковая форма, смысловая организация и социальный контекст взаимно обусловливают друг друга. В рамках курса мы исследуем: - базовые категории текстуальности (когеренция, когезия, интертекстуальность) - когнитивные механизмы текстообразования (фреймы, схемы, концептуальные метафоры) - социальную вариативность языкового выражения - особенности мультимодальных текстовых форм - дискурсивные стратегии говорящих. Особое внимание уделяется анализу языковой личности как системообразующего фактора текста и исследованию гендерных аспектов языкового поведения. Курс сочетает фундаментальные теоретические положения с практикой лингвистического анализа различных типов текстов. Основное внимание направлено на изучение текстов в рамках бытовой, повседневной, устной коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование системного понимания текста, освоение методов лингвистического анализа
  • Развитие навыков работы с текстовыми категориями, изучение социальных аспектов текста
  • Освоение анализа коммуникативных стратегий, изучение мультимодальных текстов, развитие исследовательских компетенций Научить студентов проводить самостоятельные исследования текстов с использованием современных лингвистических методов, формирование междисциплинарного подхода
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определять разнообразие подходов к анализу текста (семантический, прагматический, когнитивный) и выбирать оптимальный метод в зависимости от исследовательских задач
  • Демонстрировать понимание механизмов текстовой когезии и когерентности, различать лексические и грамматические средства обеспечения связности текста
  • Определять основные когнитивные модели анализа текста (фреймы, схемы, концептуальные метафоры) и применять их для интерпретации различных типов текстов
  • Определять текст как коммуникативное событие, различать речевые акты и коммуникативные стратегии в различных дискурсивных практиках
  • Демонстрировать навыки анализа мультимодальных текстов, понимание принципов взаимодействия вербальных и визуальных компонентов
  • Выявлять социальную вариативность языка в текстах, анализировать влияние социальных факторов (возраст, класс, профессия) на языковое выражение
  • Анализировать тексты с позиций концепции языковой личности, определять вербально-семантический, когнитивный и мотивационный уровни
  • Применять навыками гендерного анализа текстов, выявлять особенности мужской/женской речи.
  • Проводить критический дискурс-анализ, выявлять идеологические установки в различных типах дискурса
  • Пользоваться навыками сравнительного анализа текстов разных жанров и стилей с точки зрения их структурных и содержательных особенностей
  • Демонстрировать понимание взаимосвязи лингвистики текста с другими дисциплинами (социолингвистикой, психолингвистикой, семиотикой) и применять междисциплинарные подходы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы лингвистики текста
  • Текстовая когезия и когеренция
  • Когнитивные модели в анализе текста
  • Текст как коммуникативное событие
  • Мультимодальные тексты
  • Социальная вариативность языка
  • Социальная стратификация языка
  • Понятие языковой личности
  • Гендерные аспекты языка
  • Дискурс власти
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    В рамках аудиторной работы на семинарах предполагается работа студента в формате участия в обсуждении, ответов на вопросы и формулирование аргументов в пользу того или иного утверждения по теме семинаров.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    В рамках самостоятельной работы студенты выбирают три любых разнотипных текста и выполняют полный анализ текста по изученным подходам к анализу текста. По результатам оценивания полученных работ отбираются наиболее интересные и оригинальные из представленных текстов и анализов для обсуждения в рамках семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Студенту предлагается ответить на 2 теоретических вопроса по материалам курса, а также прокомментировать особенности фрагмента текста.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Текст как объект лингвистического исследования, Гальперин, И. Р., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Текст как объект лингвистического исследования, Гальперин, И. Р., 2004

Авторы

  • Попова Татьяна Ивановна
  • Кессель Ксения Витальевна