We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Text Linguistics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 4 module

Instructor


Попова Татьяна Ивановна

Программа дисциплины

Аннотация

В фокусе внимания курса находится текст как комплексное лингвистическое явление, рассматриваемое в единстве его структурных, когнитивных и социокультурных аспектов. Текст понимается как динамическая коммуникативная единица, где языковая форма, смысловая организация и социальный контекст взаимно обусловливают друг друга. В рамках курса мы исследуем: - базовые категории текстуальности (когеренция, когезия, интертекстуальность) - когнитивные механизмы текстообразования (фреймы, схемы, концептуальные метафоры) - социальную вариативность языкового выражения - особенности мультимодальных текстовых форм - дискурсивные стратегии говорящих. Особое внимание уделяется анализу языковой личности как системообразующего фактора текста и исследованию гендерных аспектов языкового поведения. Курс сочетает фундаментальные теоретические положения с практикой лингвистического анализа различных типов текстов. Основное внимание направлено на изучение текстов в рамках бытовой, повседневной, устной коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование системного понимания текста, освоение методов лингвистического анализа
  • Развитие навыков работы с текстовыми категориями, изучение социальных аспектов текста
  • Освоение анализа коммуникативных стратегий, изучение мультимодальных текстов, развитие исследовательских компетенций Научить студентов проводить самостоятельные исследования текстов с использованием современных лингвистических методов, формирование междисциплинарного подхода
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определять разнообразие подходов к анализу текста (семантический, прагматический, когнитивный) и выбирать оптимальный метод в зависимости от исследовательских задач
  • Демонстрировать понимание механизмов текстовой когезии и когерентности, различать лексические и грамматические средства обеспечения связности текста
  • Определять основные когнитивные модели анализа текста (фреймы, схемы, концептуальные метафоры) и применять их для интерпретации различных типов текстов
  • Определять текст как коммуникативное событие, различать речевые акты и коммуникативные стратегии в различных дискурсивных практиках
  • Демонстрировать навыки анализа мультимодальных текстов, понимание принципов взаимодействия вербальных и визуальных компонентов
  • Выявлять социальную вариативность языка в текстах, анализировать влияние социальных факторов (возраст, класс, профессия) на языковое выражение
  • Анализировать тексты с позиций концепции языковой личности, определять вербально-семантический, когнитивный и мотивационный уровни
  • Применять навыками гендерного анализа текстов, выявлять особенности мужской/женской речи.
  • Проводить критический дискурс-анализ, выявлять идеологические установки в различных типах дискурса
  • Пользоваться навыками сравнительного анализа текстов разных жанров и стилей с точки зрения их структурных и содержательных особенностей
  • Демонстрировать понимание взаимосвязи лингвистики текста с другими дисциплинами (социолингвистикой, психолингвистикой, семиотикой) и применять междисциплинарные подходы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы лингвистики текста
  • Текстовая когезия и когеренция
  • Когнитивные модели в анализе текста
  • Текст как коммуникативное событие
  • Мультимодальные тексты
  • Социальная вариативность языка
  • Социальная стратификация языка
  • Понятие языковой личности
  • Гендерные аспекты языка
  • Дискурс власти
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    В рамках аудиторной работы на семинарах предполагается работа студента в формате участия в обсуждении, ответов на вопросы и формулирование аргументов в пользу того или иного утверждения по теме семинаров.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    В рамках самостоятельной работы студенты выбирают три любых разнотипных текста и выполняют полный анализ текста по изученным подходам к анализу текста. По результатам оценивания полученных работ отбираются наиболее интересные и оригинальные из представленных текстов и анализов для обсуждения в рамках семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Студенту предлагается ответить на 2 теоретических вопроса по материалам курса, а также прокомментировать особенности фрагмента текста.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Текст как объект лингвистического исследования, Гальперин, И. Р., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Текст как объект лингвистического исследования, Гальперин, И. Р., 2004

Авторы

  • Попова Татьяна Ивановна
  • Кессель Ксения Витальевна