• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Февраль

Когнитивная лингвистика

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен когнитивной лингвистике как актуальной области лингвистических исследований и охватывает широкий спектр оригинальных концепций и подходов (теория концептуальной метафоры, теория прототипов, топологическая семантика и пр.). Основное внимание уделяется различным аспектам анализа, описания и моделирования языкового значения
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с когнитивной лингвистикой в соотношении с более традиционными моделями, ориентированными на структуру языка (структурная лингвистика, генеративная грамматика).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
  • Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
  • Демонстрировать знания основных концепций, связанных с когнитивным подходом
  • Анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Когнитивная лингвистика как направление научной мысли
  • 2. Язык и текст в современной когнитивной лингвистике
  • 3. Теория концептуальной метафоры
  • 4. Категоризация
  • 5. Языковая картина мира в аспекте когнитивной лингвистике
  • 6. Ментальные пространства
  • 7. Топологическая семантика
  • 8. Языковая концептуализация пространства
  • 9. Грамматика конструкций
  • 10. Полисемия. Семантическая деривация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 15 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    В рамках аудиторной работы на семинарах предполагается работа студента в формате участия в обсуждении, ответов на вопросы и формулирование аргументов в пользу того или иного утверждения по теме семинаров.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельные работы проходят в формате тестов, терминологических диктантов или письменных ответов на вопросы. Цель - текущий контроль знаний по тематическим блокам курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой выполнение студентом письменной контрольной работы из двух частей: тестовой и письменной. Письменная часть предполагает развёрнутый ответ (мини-эссе) на одну из предложенных тем по материалам лекций и семинаров. Темы буду представлены заранее. Источники подбираются студентом самостоятельно в процессе подготовки к экзамену.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.125 * Доклад + 0.125 * Доклад + 0.125 * Самостоятельная работа + 0.125 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Handbook of cognitive linguistics, , 2015
  • Когнитивная лингвистика : курс лекций, Скребцова, Т. Г., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
  • Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690

Авторы

  • Попова Татьяна Ивановна
  • Кессель Ксения Витальевна