We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Cognitive Linguistics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor


Попова Татьяна Ивановна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен когнитивной лингвистике как актуальной области лингвистических исследований и охватывает широкий спектр оригинальных концепций и подходов (теория концептуальной метафоры, теория прототипов, топологическая семантика и пр.). Основное внимание уделяется различным аспектам анализа, описания и моделирования языкового значения
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с когнитивной лингвистикой в соотношении с более традиционными моделями, ориентированными на структуру языка (структурная лингвистика, генеративная грамматика).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
  • Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
  • Демонстрировать знания основных концепций, связанных с когнитивным подходом
  • Анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Когнитивная лингвистика как направление научной мысли
  • 2. Язык и текст в современной когнитивной лингвистике
  • 3. Теория концептуальной метафоры
  • 4. Категоризация
  • 5. Языковая картина мира в аспекте когнитивной лингвистике
  • 6. Ментальные пространства
  • 7. Топологическая семантика
  • 8. Языковая концептуализация пространства
  • 9. Грамматика конструкций
  • 10. Полисемия. Семантическая деривация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Представляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 15 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    В рамках аудиторной работы на семинарах предполагается работа студента в формате участия в обсуждении, ответов на вопросы и формулирование аргументов в пользу того или иного утверждения по теме семинаров.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельные работы проходят в формате тестов, терминологических диктантов или письменных ответов на вопросы. Цель - текущий контроль знаний по тематическим блокам курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой выполнение студентом письменной контрольной работы из двух частей: тестовой и письменной. Письменная часть предполагает развёрнутый ответ (мини-эссе) на одну из предложенных тем по материалам лекций и семинаров. Темы буду представлены заранее. Источники подбираются студентом самостоятельно в процессе подготовки к экзамену.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.125 * Доклад + 0.125 * Доклад + 0.125 * Самостоятельная работа + 0.125 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Handbook of cognitive linguistics, , 2015
  • Когнитивная лингвистика : курс лекций, Скребцова, Т. Г., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
  • Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690

Авторы

  • Попова Татьяна Ивановна
  • Кессель Ксения Витальевна