• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методы и подходы к анализу дискурса

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предусматривает в равной мере знакомство с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа как подхода к трактовке наблюдаемых языковых явлений (в том числе – через знакомство с конкретными исследованиями) и овладение практическими навыками лингвистических дискурсивных исследований, дискурсивного анализа материала и проведения лингвистических экспериментов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить слушателей с современными подходами к изучению дискурса
  • сформировать навыки применения теоретических знаний в области лингвистики к анализу различных дискурсов
  • сформировать общее представление о преемственности подходов и теорий к изучению письменного, устного, мысленного текстов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент умеет ориентироваться в актуальных проблемах изучения теории дискурса и может их назвать, дать основные определения этим проблемам и охарактеризовать существующие варианты их решения
  • студент демонстрирует навыки выбора методологии, актуальной для конкретного типа дискурсивного анализа
  • студент демонстрирует навыки лингвистического аннотирования речевого сигнала, включающего в себя дискурсивную транскрипцию
  • студент владеет навыками разработки и проведения экспериментов, направленных на изучение дискурса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дискурс с позиций различных дисциплин. Разновидности дискурса. Основные категории
  • Методы анализа устного дискурса: американская социологическая школа
  • Когнитивные и психолингвистические исследования дискурса
  • Нарративный анализ
  • Методы критического дискурс-анализа: французская и англо-саксонская школы
  • Эко-критический дискурс-анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    На семинарах студенты обсуждают научные и научно-популярные тексты, а также лингвистические ресурсы и результаты практических заданий, выдававшихся в качестве домашних заданий. Список текстов для обсуждения предоставляется на первой лекции в начале модуля, список вопросов и заданий по анализу текстов – не менее чем за 3 дня до семинара
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Тест
    Экзамен за первый модуль проводится в формате LMS теста. В тесте 10 вопросов. Доступ к выполнению теста открывается студентам на первые два дня сессии первого модуля. Время выполнения заданий ограничено 30 минутами с того момента, как студент приступает к заданиям. На ответы дается одна попытка.
  • неблокирующий Аудиторная работа 2
    На семинарах студенты обсуждают научные статьи и анализируют языковой материал. Список статей для обсуждения предоставляется на первой лекции в начале модуля, список вопросов и задание по анализу языкового материала – не менее чем за 3 дня до семинара.
  • неблокирующий Групповой проект 2
    Студентам предлагается подготовить и провести лингвистический эксперимент, направленный на контент-анализ экземпляров экологического дискурса на материале русского языка. Предварительно студенты знакомятся со статьями, в которых описывается методология аналогичных исследований. Работа выполняется в группах по 4-5 человек; при планировании работы студенты должны определить роль каждого участника группы: разметчик, менеджер, специалист по статистике и визуализациям, аналитик. К заключительному семинару студенты готовят тезисы доклада, в которых излагают методологию и результаты проведенного эксперимента. Студенты высылают тезисы преподавателю минимум за 2 дня до заключительного семинара, на котором состоится обсуждение полученных результатов. Для подготовки к заключительному семинару студенты знакомятся с тезисами других групп и составляют список вопросов для обсуждения.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой онлайн-тест в гугл-формах, составленный преподавателем на всех тем, которые обсуждались на лекциях и семинарах 1-го и 2го модулей. Тест проводится согласно расписанию сессии. На его выполнение отводится один час; ответы, поступившие после истечения отведенного на тест времени, не принимаются. В тесте 20 вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Итоговое оценивание: Аудиторная работа*0.3+Групповой проект*0.5+Тест*0.2+Аудиторная работа 2*0.2+Групповой проект 2*0.3+Экзамен (итоговый) * 0.2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Текст и дискурс : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко, ГолованеваМ.А., Е. Г. Озерова, И. И. Чумак-Жунь. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 232 с. — ISBN 978-5-9765-1040-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115831 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чернова, О. Е. Текст и дискурс : учебное пособие / О. Е. Чернова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 120 с. — ISBN 978-5-9765-1663-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115905 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ВАН ДЕЙК Т. А. (2013). Дискурс и знание. Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные Науки, (13 (156)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14506387
  • под редакцией Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой - Дискурс и стиль : теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-1906-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122681
  • Чернявская В.Е. - Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-1454-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106815
  • Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учебное пособие / В.Е.Чернявская. — 3-е изд. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 128 с. — ISBN 978-5-89349-987-2. — Текст: электронный // ЭБС «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/reader/book/106837/#1 (дата обращения: 23.09.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Колмогорова Анастасия Владимировна