We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Methods and Approaches for Analyzing Discourse

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors


Куликова Елизавета Романовна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предусматривает в равной мере знакомство с основными теоретическими проблемами дискурсивного анализа как подхода к трактовке наблюдаемых языковых явлений (в том числе – через знакомство с конкретными исследованиями) и овладение практическими навыками лингвистических дискурсивных исследований, дискурсивного анализа материала и проведения лингвистических экспериментов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить слушателей с современными подходами к изучению дискурса
  • сформировать навыки применения теоретических знаний в области лингвистики к анализу различных дискурсов
  • сформировать общее представление о преемственности подходов и теорий к изучению письменного, устного, мысленного текстов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент умеет ориентироваться в актуальных проблемах изучения теории дискурса и может их назвать, дать основные определения этим проблемам и охарактеризовать существующие варианты их решения
  • студент демонстрирует навыки выбора методологии, актуальной для конкретного типа дискурсивного анализа
  • студент демонстрирует навыки лингвистического аннотирования речевого сигнала, включающего в себя дискурсивную транскрипцию
  • студент владеет навыками разработки и проведения экспериментов, направленных на изучение дискурса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дискурс с позиций различных дисциплин. Разновидности дискурса. Основные категории
  • Методы анализа устного дискурса: американская социологическая школа
  • Когнитивные и психолингвистические исследования дискурса
  • Нарративный анализ
  • Методы критического дискурс-анализа: французская и англо-саксонская школы
  • Эко-критический дискурс-анализ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    На семинарах студенты обсуждают научные и научно-популярные тексты, а также лингвистические ресурсы и результаты практических заданий, выдававшихся в качестве домашних заданий. Список текстов для обсуждения предоставляется на первой лекции в начале модуля, список вопросов и заданий по анализу текстов – не менее чем за 3 дня до семинара
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Тест
    Экзамен за первый модуль проводится в формате LMS теста. В тесте 10 вопросов. Доступ к выполнению теста открывается студентам на первые два дня сессии первого модуля. Время выполнения заданий ограничено 30 минутами с того момента, как студент приступает к заданиям. На ответы дается одна попытка.
  • неблокирующий Аудиторная работа 2
    На семинарах студенты обсуждают научные статьи и анализируют языковой материал. Список статей для обсуждения предоставляется на первой лекции в начале модуля, список вопросов и задание по анализу языкового материала – не менее чем за 3 дня до семинара.
  • неблокирующий Групповой проект 2
    Студентам предлагается подготовить и провести лингвистический эксперимент, направленный на контент-анализ экземпляров экологического дискурса на материале русского языка. Предварительно студенты знакомятся со статьями, в которых описывается методология аналогичных исследований. Работа выполняется в группах по 4-5 человек; при планировании работы студенты должны определить роль каждого участника группы: разметчик, менеджер, специалист по статистике и визуализациям, аналитик. К заключительному семинару студенты готовят тезисы доклада, в которых излагают методологию и результаты проведенного эксперимента. Студенты высылают тезисы преподавателю минимум за 2 дня до заключительного семинара, на котором состоится обсуждение полученных результатов. Для подготовки к заключительному семинару студенты знакомятся с тезисами других групп и составляют список вопросов для обсуждения.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой онлайн-тест в гугл-формах, составленный преподавателем на всех тем, которые обсуждались на лекциях и семинарах 1-го и 2го модулей. Тест проводится согласно расписанию сессии. На его выполнение отводится один час; ответы, поступившие после истечения отведенного на тест времени, не принимаются. В тесте 20 вопросов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Итоговое оценивание: Аудиторная работа*0.3+Групповой проект*0.5+Тест*0.2+Аудиторная работа 2*0.2+Групповой проект 2*0.3+Экзамен (итоговый) * 0.2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Текст и дискурс : учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко, ГолованеваМ.А., Е. Г. Озерова, И. И. Чумак-Жунь. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 232 с. — ISBN 978-5-9765-1040-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115831 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чернова, О. Е. Текст и дискурс : учебное пособие / О. Е. Чернова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 120 с. — ISBN 978-5-9765-1663-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115905 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ВАН ДЕЙК Т. А. (2013). Дискурс и знание. Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные Науки, (13 (156)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14506387
  • под редакцией Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой - Дискурс и стиль : теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-1906-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122681
  • Чернявская В.Е. - Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-1454-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106815
  • Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учебное пособие / В.Е.Чернявская. — 3-е изд. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 128 с. — ISBN 978-5-89349-987-2. — Текст: электронный // ЭБС «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/reader/book/106837/#1 (дата обращения: 23.09.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Кессель Ксения Витальевна
  • Колмогорова Анастасия Владимировна