• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория и типология мирового фольклора

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и типология фольклора» знакомит слушателей с классическими и новейшими подходами в фольклористике и дает инструменты для критического осмысления проблем этой научной дисциплины. Фольклор – пространство культуры, в котором сосуществуют разноплановые явления: архические мифы и ритуалы, прозаические и поэтические жанры, заговоры и дидактические наставления, скорбные и комические тексты, суеверия и приметы, опыт коллективной традиции и прецеденты текущей повседневности: мемы и значимые образы массовой культуры, осложняющие традиционный фольклор новыми коллективно важными смыслами. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, необходимо ориентироваться в истории научных подходов к тому, что позволяет классифицировать фольклор с разных точек зрения как формального, так и содержательного свойства. Это именно тот случай, когда объект фольклористики – сколь бы широким он сегодня ни представлялся – непосредственно связан с теоретической оптикой его исследователей. Главный вопрос курса заключается в том, что считать фольклорной традицией и каким образом она себя обнаруживает. В ходе курса, включающего в себя лекции и семинарские занятия, студентам предлагается испытать себя в роли исследователей, интересующихся взаимосвязями коллективного и индивидуального, традиционного и инновативного в культуре и социальной жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о фольклоре
  • Ознакомление слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о фольклоре
  • Формирование навыков применения теоретических знаний к анализу фольклора, массовых текстов и символических практик
  • Формирование представления о жанрах фольклора, о его связи с ментальностью, культурной историей и социальным порядком
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует параметры мифологического мышления на примерах мифического и архетипического нарратива, согласно теории «основного мифа». Объясняет различие между мифом и сказкой и мировоззренческие основы сказочной прозы, излагает особенности истории собирания и изучения сказок.
  • Воспроизводит типологию магико-ритуальных форм и рассуждает о социальной и мировоззренческой природе магии. Изд=лагает принципы подобия и пратиципации, магического этикета, его временной и пространственной обусловленности.
  • Воспроизводит ход становления эпических традиций, анализирует поэтику эпоса, русских былин. Объясняет принцип действия "эпической формулы" и закон хронологической несовместимости.
  • Имеет представление о функциях и формах устной прозы в системе культуры. Дает обоснование «низшей мифологии» в фольклористике, называет типы исторических преданий и иных устных повествовательных форм.
  • Называет и разъясняет календарные обрядах в их связи с ритуальным фольклором. Различает циклическое и векторное время, описывает специфику традиционного календаря, разбирает ритуальные предикаты фольклора.
  • Описывает особенности обрядов жизненного цикла, половозрастную структуру традиционного общества и структуру переходного обряда, обрядов посвящения. Дает определения понятиям "лиминальность" и "коммунитас" и указывает на актуальность этих категорий в современном социокультурном устройстве.
  • Описывает принципы классификации фольклорной лирики, обрисовывает особенности ее поэтики и выявляет специфику лирического сюжета в народной песне на конкретном примере.
  • Определяет предмет фольклористики и круг рассматриваемых в ней проблем. Описывает и оценивает взаимодействие фольклористики со смежными дисциплинами. Перечисляет фольклорные жанры. Определяет оппозиции коллективного и индивидуального, устойчивого и вариативного. Дает определение синкретизма.
  • Ориентируется в сказочных жанрах и описывает структуру волшебной сказки, идентифицирует формулы сказки. Дает определение трикстера в фольклоре.
  • Очерчивает суть балладного конфликта и балладной топики, приводит примеры тем и сюжетов славянских баллад. Объясняет различие между балладой и эпосом и принцип мелодраматической модальности.
  • Разбирается в традиционных представлениях о смерти, загробном мире, душах и их отражении, культе мертвых в похоронной и календарной обрядности и фольклорном нарративе. Дает описание жанра "причитания".
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фольклор как предмет филологической науки
  • Понятие ритуала
  • Календарные обряды и ритуальный фольклор
  • Обряды жизненного цикла
  • Традиционные представления о смерти, загробном мире, душе и их отражения в похоронном обряде и фольклорном нарративе
  • Мифы и сказки
  • Сказочные жанры
  • Устные нарративы
  • Эпические традиции, история становления понятия
  • Фольклорные баллады
  • Фольклорная лирика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен(эссе)
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом 3-4 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.48 * Презентация + 0.32 * Аудиторная работа + 0.2 * Экзамен(эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Погребная, Я. В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики : учебное пособие / Я. В. Погребная. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 322 с. — ISBN 978-5-9765-1135-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/79270 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Русская цивилизация и фольклор. Мир сказки : монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 202 с. — (Научная мысль). — DOI: https://doi.org/10.12737/3777. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/772494
  • Язык фольклора : хрестоматия / составитель А. Т. Хроленко. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 224 с. — ISBN 978-5-89349-706-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109606 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Богатырева, Ж. (2014). От Мифа К Сказке (Сравнительный Анализ). МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, (6 (49)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15718989
  • Хангалов, М. Н. Балаганский сборник: сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят / М. Н. Хангалов. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 291 с. — ISBN 978-5-507-40945-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/52789 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.