We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory and Typology of World Folklore

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и типология фольклора» знакомит слушателей с классическими и новейшими подходами в фольклористике и дает инструменты для критического осмысления проблем этой научной дисциплины. Фольклор – пространство культуры, в котором сосуществуют разноплановые явления: архические мифы и ритуалы, прозаические и поэтические жанры, заговоры и дидактические наставления, скорбные и комические тексты, суеверия и приметы, опыт коллективной традиции и прецеденты текущей повседневности: мемы и значимые образы массовой культуры, осложняющие традиционный фольклор новыми коллективно важными смыслами. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, необходимо ориентироваться в истории научных подходов к тому, что позволяет классифицировать фольклор с разных точек зрения как формального, так и содержательного свойства. Это именно тот случай, когда объект фольклористики – сколь бы широким он сегодня ни представлялся – непосредственно связан с теоретической оптикой его исследователей. Главный вопрос курса заключается в том, что считать фольклорной традицией и каким образом она себя обнаруживает. В ходе курса, включающего в себя лекции и семинарские занятия, студентам предлагается испытать себя в роли исследователей, интересующихся взаимосвязями коллективного и индивидуального, традиционного и инновативного в культуре и социальной жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о фольклоре
  • Ознакомление слушателей курса с современным состоянием теоретического знания о фольклоре
  • Формирование навыков применения теоретических знаний к анализу фольклора, массовых текстов и символических практик
  • Формирование представления о жанрах фольклора, о его связи с ментальностью, культурной историей и социальным порядком
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует параметры мифологического мышления на примерах мифического и архетипического нарратива, согласно теории «основного мифа». Объясняет различие между мифом и сказкой и мировоззренческие основы сказочной прозы, излагает особенности истории собирания и изучения сказок.
  • Воспроизводит типологию магико-ритуальных форм и рассуждает о социальной и мировоззренческой природе магии. Изд=лагает принципы подобия и пратиципации, магического этикета, его временной и пространственной обусловленности.
  • Воспроизводит ход становления эпических традиций, анализирует поэтику эпоса, русских былин. Объясняет принцип действия "эпической формулы" и закон хронологической несовместимости.
  • Имеет представление о функциях и формах устной прозы в системе культуры. Дает обоснование «низшей мифологии» в фольклористике, называет типы исторических преданий и иных устных повествовательных форм.
  • Называет и разъясняет календарные обрядах в их связи с ритуальным фольклором. Различает циклическое и векторное время, описывает специфику традиционного календаря, разбирает ритуальные предикаты фольклора.
  • Описывает особенности обрядов жизненного цикла, половозрастную структуру традиционного общества и структуру переходного обряда, обрядов посвящения. Дает определения понятиям "лиминальность" и "коммунитас" и указывает на актуальность этих категорий в современном социокультурном устройстве.
  • Описывает принципы классификации фольклорной лирики, обрисовывает особенности ее поэтики и выявляет специфику лирического сюжета в народной песне на конкретном примере.
  • Определяет предмет фольклористики и круг рассматриваемых в ней проблем. Описывает и оценивает взаимодействие фольклористики со смежными дисциплинами. Перечисляет фольклорные жанры. Определяет оппозиции коллективного и индивидуального, устойчивого и вариативного. Дает определение синкретизма.
  • Ориентируется в сказочных жанрах и описывает структуру волшебной сказки, идентифицирует формулы сказки. Дает определение трикстера в фольклоре.
  • Очерчивает суть балладного конфликта и балладной топики, приводит примеры тем и сюжетов славянских баллад. Объясняет различие между балладой и эпосом и принцип мелодраматической модальности.
  • Разбирается в традиционных представлениях о смерти, загробном мире, душах и их отражении, культе мертвых в похоронной и календарной обрядности и фольклорном нарративе. Дает описание жанра "причитания".
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фольклор как предмет филологической науки
  • Понятие ритуала
  • Календарные обряды и ритуальный фольклор
  • Обряды жизненного цикла
  • Традиционные представления о смерти, загробном мире, душе и их отражения в похоронном обряде и фольклорном нарративе
  • Мифы и сказки
  • Сказочные жанры
  • Устные нарративы
  • Эпические традиции, история становления понятия
  • Фольклорные баллады
  • Фольклорная лирика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен(эссе)
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом 3-4 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.48 * Презентация + 0.32 * Аудиторная работа + 0.2 * Экзамен(эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Погребная, Я. В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики : учебное пособие / Я. В. Погребная. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 322 с. — ISBN 978-5-9765-1135-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/79270 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Русская цивилизация и фольклор. Мир сказки : монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 202 с. — (Научная мысль). — DOI: https://doi.org/10.12737/3777. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/772494
  • Язык фольклора : хрестоматия / составитель А. Т. Хроленко. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 224 с. — ISBN 978-5-89349-706-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109606 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Богатырева, Ж. (2014). От Мифа К Сказке (Сравнительный Анализ). МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, (6 (49)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15718989
  • Хангалов, М. Н. Балаганский сборник: сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят / М. Н. Хангалов. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 291 с. — ISBN 978-5-507-40945-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/52789 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Пахомова Александра Сергеевна
  • Цветкова Екатерина Андреевна