• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "«Вторая проза»: как (с)читали и как (с)читать неконвенциональную литературу 1920-х годов"

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель


Бреслер Дмитрий Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

Специфику литературной традиции 1920-х годов определяет ее маргинальное положение в советском литературном процессе, институциональном устройстве 1920-х—начала 1930-х годов, что позволяет, с одной стороны, рассматривать ее образчики как развитие модернистского серебряновечного дискурса, с другой — искать в них специальную рефлексию советской «культурной революции». Будучи изданы в официальных советских издательствах, тексты авторов обозначенной традиции не запрещались, но и не были широко доступны в послевоенное и позднесоветское время. Чтение и распространение этих текстов в 1960-х—1980-х годах при отсутствии переизданий производилось механизмами неофициальных культурных сообществ и являлось таким же фактом неофициального литературного процесса, как и актуальные произведения современных представителей андеграунда, среди которых были те, кто совмещал в себе роль автора оригинальных текстов и роль куратора раннесоветских модернистских авторов. Таким образом, к неконвенциональной литературе 1920-х одинаково применимы довоенный и позднесоветский литературный контекст, у нее есть две точки вхождения в литературный процесс. Показательно, что перестроечный сборник научных статей, посвященный анализу интересующего нас литературного явления, назывался «Вторая проза» (Тренто, 1995) — по аналогии со «Второй культурой», известным наименованием позднесоветского андеграунда. В предлагаемом НИСе посредством изучения материалов сборника «Вторая проза», в котором зафиксированы основные принципы чтения разбираемой литературной традиции, исследовательские и художественные стратегии его участников и участниц, литературоведов и литераторов, входивших в неофициальные культурные сообщества в 1960-е—1980-е годы, а также художественные произведения Вагинова, Добычина, Чаянова, Егунова и других интересующих нас раннесоветских авторов, будет возможность выстроить континуальную линию развития модернистской традиции в советское время, от революции и эпохи НЭПа, когда эта традиция уходит в тень, до ее оттепельной актуализации и перестроечного «возвращения имен». В предлагаемом НИСе посредством изучения материалов сборника «Вторая проза», в котором зафиксированы основные принципы чтения разбираемой литературной традиции, исследовательские и художественные стратегии его участников и участниц, литературоведов и литераторов, входивших в неофициальные культурные сообщества в 1960-е—1980-е годы, а также художественные произведения Вагинова, Добычина, Чаянова, Егунова и других интересующих нас раннесоветских авторов, будет возможность выстроить континуальную линию развития модернистской традиции в советское время, от революции и эпохи НЭПа, когда эта традиция уходит в тень, до ее оттепельной актуализации и перестроечного «возвращения имен».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины данного НИСа является овладение методами анализа неконвенциональной литературы 1920-х годов и изучение истории ее рецепции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о основных концепциях истории неконвенциональной литературы 1920-х—1930-х годов
  • Понимает гетерогенность эпистолярной прозы и социальные функции писем
  • Имеет представление о публичной и приватной сфере
  • Понимает специфику соотношения разных видов романной прозы
  • Имеет представление о разных дискурсивных модусах текста
  • Имеет представление о понятии человеческий документ и способов репрезентации личности в тексте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные концепции истории неконвенциональной литературы 1920-х—1930-х годов
  • «Вторая проза»: советский литературный модернизм или рекомбинация советского канона
  • Писатели-непрофессионалы: фискалы, клерки, экономисты «Второй прозы»
  • Писатели-фланеры: городское пространство «Второй прозы»
  • Литература как занятие: «не-остраняющий» опыт художественного восприятия
  • Метафикциональная проза: как быть, если ты писатель 1920-х годов
  • Антикварная история революции: утопия и мессианское время в литературе 1920-х годов
  • Коллаж: литературная техника накопительства
  • Подделки и мистификации «забытой литературы»
  • Прагматика непубликации/ письма в стол в 1920-е и в 1960-е—1980-е годы. Милашевский «Нелли». Петров «Турдейская Манон Леско». Творчество Одарченко. К. К. Ротиков (Пирютко) «Другой Петербург»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.24 * Презентация + 0.08 * Аудиторная работа + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тынянов, Ю. Н.  История литературы. Поэтика. Избранные труды / Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471770 (дата обращения: 28.08.2023).