• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
09
Апрель

Научно-исследовательский семинар "«Вторая проза»: как (с)читали и как (с)читать неконвенциональную литературу 1920-х годов"

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Специфику литературной традиции 1920-х годов определяет ее маргинальное положение в советском литературном процессе, институциональном устройстве 1920-х—начала 1930-х годов, что позволяет, с одной стороны, рассматривать ее образчики как развитие модернистского серебряновечного дискурса, с другой — искать в них специальную рефлексию советской «культурной революции». Будучи изданы в официальных советских издательствах, тексты авторов обозначенной традиции не запрещались, но и не были широко доступны в послевоенное и позднесоветское время. Чтение и распространение этих текстов в 1960-х—1980-х годах при отсутствии переизданий производилось механизмами неофициальных культурных сообществ и являлось таким же фактом неофициального литературного процесса, как и актуальные произведения современных представителей андеграунда, среди которых были те, кто совмещал в себе роль автора оригинальных текстов и роль куратора раннесоветских модернистских авторов. Таким образом, к неконвенциональной литературе 1920-х одинаково применимы довоенный и позднесоветский литературный контекст, у нее есть две точки вхождения в литературный процесс. Показательно, что перестроечный сборник научных статей, посвященный анализу интересующего нас литературного явления, назывался «Вторая проза» (Тренто, 1995) — по аналогии со «Второй культурой», известным наименованием позднесоветского андеграунда. В предлагаемом НИСе посредством изучения материалов сборника «Вторая проза», в котором зафиксированы основные принципы чтения разбираемой литературной традиции, исследовательские и художественные стратегии его участников и участниц, литературоведов и литераторов, входивших в неофициальные культурные сообщества в 1960-е—1980-е годы, а также художественные произведения Вагинова, Добычина, Чаянова, Егунова и других интересующих нас раннесоветских авторов, будет возможность выстроить континуальную линию развития модернистской традиции в советское время, от революции и эпохи НЭПа, когда эта традиция уходит в тень, до ее оттепельной актуализации и перестроечного «возвращения имен». В предлагаемом НИСе посредством изучения материалов сборника «Вторая проза», в котором зафиксированы основные принципы чтения разбираемой литературной традиции, исследовательские и художественные стратегии его участников и участниц, литературоведов и литераторов, входивших в неофициальные культурные сообщества в 1960-е—1980-е годы, а также художественные произведения Вагинова, Добычина, Чаянова, Егунова и других интересующих нас раннесоветских авторов, будет возможность выстроить континуальную линию развития модернистской традиции в советское время, от революции и эпохи НЭПа, когда эта традиция уходит в тень, до ее оттепельной актуализации и перестроечного «возвращения имен».