We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar ""The second prose": the (re)conception and the reception of unconventional literature of the 1920s"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor


Bresler, Dmitry

Программа дисциплины

Аннотация

Специфику литературной традиции 1920-х годов определяет ее маргинальное положение в советском литературном процессе, институциональном устройстве 1920-х—начала 1930-х годов, что позволяет, с одной стороны, рассматривать ее образчики как развитие модернистского серебряновечного дискурса, с другой — искать в них специальную рефлексию советской «культурной революции». Будучи изданы в официальных советских издательствах, тексты авторов обозначенной традиции не запрещались, но и не были широко доступны в послевоенное и позднесоветское время. Чтение и распространение этих текстов в 1960-х—1980-х годах при отсутствии переизданий производилось механизмами неофициальных культурных сообществ и являлось таким же фактом неофициального литературного процесса, как и актуальные произведения современных представителей андеграунда, среди которых были те, кто совмещал в себе роль автора оригинальных текстов и роль куратора раннесоветских модернистских авторов. Таким образом, к неконвенциональной литературе 1920-х одинаково применимы довоенный и позднесоветский литературный контекст, у нее есть две точки вхождения в литературный процесс. Показательно, что перестроечный сборник научных статей, посвященный анализу интересующего нас литературного явления, назывался «Вторая проза» (Тренто, 1995) — по аналогии со «Второй культурой», известным наименованием позднесоветского андеграунда. В предлагаемом НИСе посредством изучения материалов сборника «Вторая проза», в котором зафиксированы основные принципы чтения разбираемой литературной традиции, исследовательские и художественные стратегии его участников и участниц, литературоведов и литераторов, входивших в неофициальные культурные сообщества в 1960-е—1980-е годы, а также художественные произведения Вагинова, Добычина, Чаянова, Егунова и других интересующих нас раннесоветских авторов, будет возможность выстроить континуальную линию развития модернистской традиции в советское время, от революции и эпохи НЭПа, когда эта традиция уходит в тень, до ее оттепельной актуализации и перестроечного «возвращения имен». В предлагаемом НИСе посредством изучения материалов сборника «Вторая проза», в котором зафиксированы основные принципы чтения разбираемой литературной традиции, исследовательские и художественные стратегии его участников и участниц, литературоведов и литераторов, входивших в неофициальные культурные сообщества в 1960-е—1980-е годы, а также художественные произведения Вагинова, Добычина, Чаянова, Егунова и других интересующих нас раннесоветских авторов, будет возможность выстроить континуальную линию развития модернистской традиции в советское время, от революции и эпохи НЭПа, когда эта традиция уходит в тень, до ее оттепельной актуализации и перестроечного «возвращения имен».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины данного НИСа является овладение методами анализа неконвенциональной литературы 1920-х годов и изучение истории ее рецепции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о основных концепциях истории неконвенциональной литературы 1920-х—1930-х годов
  • Понимает гетерогенность эпистолярной прозы и социальные функции писем
  • Имеет представление о публичной и приватной сфере
  • Понимает специфику соотношения разных видов романной прозы
  • Имеет представление о разных дискурсивных модусах текста
  • Имеет представление о понятии человеческий документ и способов репрезентации личности в тексте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные концепции истории неконвенциональной литературы 1920-х—1930-х годов
  • «Вторая проза»: советский литературный модернизм или рекомбинация советского канона
  • Писатели-непрофессионалы: фискалы, клерки, экономисты «Второй прозы»
  • Писатели-фланеры: городское пространство «Второй прозы»
  • Литература как занятие: «не-остраняющий» опыт художественного восприятия
  • Метафикциональная проза: как быть, если ты писатель 1920-х годов
  • Антикварная история революции: утопия и мессианское время в литературе 1920-х годов
  • Коллаж: литературная техника накопительства
  • Подделки и мистификации «забытой литературы»
  • Прагматика непубликации/ письма в стол в 1920-е и в 1960-е—1980-е годы. Милашевский «Нелли». Петров «Турдейская Манон Леско». Творчество Одарченко. К. К. Ротиков (Пирютко) «Другой Петербург»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.24 * Презентация + 0.08 * Аудиторная работа + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тынянов, Ю. Н.  История литературы. Поэтика. Избранные труды / Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471770 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Цветкова Екатерина Андреевна
  • Духанина Алена Владимировна
  • Бреслер Дмитрий Михайлович