• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Проблематика современности: литература, культура, теория"

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса — помочь студентам ориентироваться в проблематике современного гуманитарного знания и развить понимание культуры модерности. Анализ выбранных исторических периодов и характеризующих их текстов (охватывающих преимущественно ХХ век) призван сформировать понимание путей развития современного гуманитарного и социологического знания, показать истоки некоторых методов, теорий и предпосылок, а также возможность их применения. Курс предполагает интердисциплинарный подход: наряду с филологическим инструментарием студенты познакомятся с понятиями из методологического аппарата социальной теории, культурной антропологии, семиотики. Курс сосредоточен на проблеме гуманитарного знания и вопросах, с которыми ученый-филолог непосредственно сталкивается в своей работе. Предполагается, что в ходе курса поставленные теоретические вопросы студенты будут решать на материале своих дипломных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение методами критического анализа литературного, кинематографического, документального текстов; обогащение методологического инструментария; знакомство и освоение методологии социальных наук.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать различные тексты, комбинируя методы гуманитарных и социальных наук;
  • оперировать инструментарием социальной теории;
  • понимает гетерогенность и социальные функции эго-документов
  • имеет представление о литературной и социальной репутациях и конструировании идентичности
  • имеет представление о разных дискурсивных модусах художественного текста
  • ориентируется в русской литературе начала ХХ века, понимает влияние ключевых событий на формирование литературного процесса и становление гуманитарного знания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Филология как наука понимания и проблема «понимания»:
  • «Жизненный мир» исследователя и объект исследования
  • Репутация, социальное лицо, слава в веках
  • Текст как действие.
  • Художественный текст Vs. действительность
  • Литература в поисках современности
  • Источник, информация, интерпретация
  • Человек и время: мемуары и историческое сознание
  • «Память, говори!»:
  • Ускользающий объект.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Финальное эссе
    Требуемый объем — 8–10 тысяч знаков. Необходимо следование обговоренной теме и привлечение дополнительной литературы (не менее 3 научных работ). Источники подбираются студентом самостоятельно. Приветствуются темы, сформулированные на материале планируемой ВРК студента.
  • неблокирующий Устная презентация
    презентация представляет собой устное выступление по выбранной теме. Презентация не должна превышать 15 минут. Может выполняться в группах по 2-3 человека (в таком случае время выступления может быть увеличено до 30 минут). Приветствуются использование слайдов, раздаточных материалов, аудио- и видеоматериалов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Устная презентация + 0.5 * Финальное эссе + 0.2 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Практический смысл, Бурдье, П., 2001
  • Представление себя другим в повседневной жизни, Гофман, И., 2000