We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Problematics of Modernity: Literature, Culture, Theory"

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса — помочь студентам ориентироваться в проблематике современного гуманитарного знания и развить понимание культуры модерности. Анализ выбранных исторических периодов и характеризующих их текстов (охватывающих преимущественно ХХ век) призван сформировать понимание путей развития современного гуманитарного и социологического знания, показать истоки некоторых методов, теорий и предпосылок, а также возможность их применения. Курс предполагает интердисциплинарный подход: наряду с филологическим инструментарием студенты познакомятся с понятиями из методологического аппарата социальной теории, культурной антропологии, семиотики. Курс сосредоточен на проблеме гуманитарного знания и вопросах, с которыми ученый-филолог непосредственно сталкивается в своей работе. Предполагается, что в ходе курса поставленные теоретические вопросы студенты будут решать на материале своих дипломных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение методами критического анализа литературного, кинематографического, документального текстов; обогащение методологического инструментария; знакомство и освоение методологии социальных наук.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать различные тексты, комбинируя методы гуманитарных и социальных наук;
  • оперировать инструментарием социальной теории;
  • понимает гетерогенность и социальные функции эго-документов
  • имеет представление о литературной и социальной репутациях и конструировании идентичности
  • имеет представление о разных дискурсивных модусах художественного текста
  • ориентируется в русской литературе начала ХХ века, понимает влияние ключевых событий на формирование литературного процесса и становление гуманитарного знания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Филология как наука понимания и проблема «понимания»:
  • «Жизненный мир» исследователя и объект исследования
  • Репутация, социальное лицо, слава в веках
  • Текст как действие.
  • Художественный текст Vs. действительность
  • Литература в поисках современности
  • Источник, информация, интерпретация
  • Человек и время: мемуары и историческое сознание
  • «Память, говори!»:
  • Ускользающий объект.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Финальное эссе
    Требуемый объем — 8–10 тысяч знаков. Необходимо следование обговоренной теме и привлечение дополнительной литературы (не менее 3 научных работ). Источники подбираются студентом самостоятельно. Приветствуются темы, сформулированные на материале планируемой ВРК студента.
  • неблокирующий Устная презентация
    презентация представляет собой устное выступление по выбранной теме. Презентация не должна превышать 15 минут. Может выполняться в группах по 2-3 человека (в таком случае время выступления может быть увеличено до 30 минут). Приветствуются использование слайдов, раздаточных материалов, аудио- и видеоматериалов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Устная презентация + 0.5 * Финальное эссе + 0.2 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Практический смысл, Бурдье, П., 2001
  • Представление себя другим в повседневной жизни, Гофман, И., 2000

Авторы

  • Пахомова Александра Сергеевна
  • Цветкова Екатерина Андреевна