• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Современный повседневный дискурс"

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе занятий слушатели смогут осознать, как порой далеки эти речевые особенности от того, что мы знаем про наш язык, и понять, что язык и речь – это совсем не одно и то же. Они научатся замечать то, что не «бросается в уши» носителю языка, но обязательно будет замечено иностранцем, изучающим русский, и то, что непременно обеднит перевод русской разговорной речи на другой язык, если не будет замечено и учтено переводчиком, поймут, как устроена наша речь (наш повседневный дискурс), как она функционирует, какие единицы ее «населяют» и по каким законам они живут.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изменить взгляд слушателей на тот материал, который привычно считают объектом и предметом лингвистики, научить слушать устную повседневную речь и слышать ее особенности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знакомится с теоретическими понятиями коллоквиалистики, необходимыми для анализа живого речевого материала, с образцами самого такого материала
  • Студент может оценить свое место как языковой личности в системе типов русского национального языка, приводить примеры нормативных и ненормативных реализаций языковых единиц
  • Студент знакомится с речевыми корпусами, на которых проведено большинство предлагаемых для иллюстрации исследований
  • Студент может участвовать в контекстном анализе различных речевых единиц, готовится к проведению собственного исследования. Выбирает единицу для такого исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что мы знаем о том, как мы говорим?
    Общая картина специфических особенностей повседневного устного дискурса. Место устной литературной речи в системе типов русского национального языка
  • Теоретические и практические аспекты изучения устной речи.
    Проблемы нормы, вариативности нормы и ненормы
  • Лингвистические речи и корпуса
    Корпус русской повседневной речи «Один речевой день» (ОРД), «Сбалансированная аннотированная текстотека» (САТ) и устный подкорпус НКРЯ как источники материала для анализа повседневного дискурса. Общая характеристика.
  • Анализ речевых единиц
    Примеры анализа конкретных речевых единиц, выполненных как научным коллективом, так и студентами, слушателями подобного курса .
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Занятия проходят в форме лекций и бесед со студентами по поводу их содержания. В ходе занятий студенты все время получают методические советы о том, как следует проводить собственное исследование, и подбирают объект для него. Консультации по поводу этого объекта проходят с каждым студентом отдельно. К концу курса они должны не только выбрать этот объект (слово, конструкцию или явление повседневной речи), но и провести свое исследование: работают со словарями и грамматиками, собирают материал по корпусам и сайтам Интернета, проводят лингвистический опрос в среде носителей языка. К экзамену они должны подготовить презентацию на выбранную тему.
  • неблокирующий Итоговый проект
    Представление результатов работы (презентации) по индивидуальному или коллективному исследовательскому проекту. Возможна работа в небольших группах (3-4 человека) для подготовки итогового проекта. Длительность сообщения – 7-10 минут. Тема выбирается студентом из предложенного списка.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Богданова-бегларян, Н., & Кутруева, Н. (2013). Об одном из вербальных хезитативов русской устной речи: как его (ее, их) в различных функциональных разновидностях. Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (4 (24)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15464877
  • Богданова-бегларян, Н., Шерстинова, Т., & Кислощук, А. (2013). О ритмообразующей функции дискурсивных единиц. Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (2 (22)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14424959

Рекомендуемая дополнительная литература

  • БОГДАНОВА-БЕГЛАРЯН Н.В. (2014). Лингвистические этюды (о некоторых особенностях русской разговорной речи). Вестник Пермского Научного Центра УРО РАН, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16514035
  • БОГДАНОВА-БЕГЛАРЯН НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА. (2015). Не Гонево, А Лингвистическое Описалово Одной Разговорной Словообразовательной Модели (Раздумья Над Корпусным Материалом). Коммуникативные Исследования, (1 (3)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16394582
  • БОГДАНОВА-БЕГЛАРЯН НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА. (2016). Функционирование Некоторых Прагматем Русской Устной Речи В Коммуникации Представителей Разных Социальных Групп. Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (2 (34)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16967072