We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar "Modern Everyday Discourse"

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor


Богданова-Бегларян Наталья Викторовна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе занятий слушатели смогут осознать, как порой далеки эти речевые особенности от того, что мы знаем про наш язык, и понять, что язык и речь – это совсем не одно и то же. Они научатся замечать то, что не «бросается в уши» носителю языка, но обязательно будет замечено иностранцем, изучающим русский, и то, что непременно обеднит перевод русской разговорной речи на другой язык, если не будет замечено и учтено переводчиком, поймут, как устроена наша речь (наш повседневный дискурс), как она функционирует, какие единицы ее «населяют» и по каким законам они живут.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изменить взгляд слушателей на тот материал, который привычно считают объектом и предметом лингвистики, научить слушать устную повседневную речь и слышать ее особенности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знакомится с теоретическими понятиями коллоквиалистики, необходимыми для анализа живого речевого материала, с образцами самого такого материала
  • Студент может оценить свое место как языковой личности в системе типов русского национального языка, приводить примеры нормативных и ненормативных реализаций языковых единиц
  • Студент знакомится с речевыми корпусами, на которых проведено большинство предлагаемых для иллюстрации исследований
  • Студент может участвовать в контекстном анализе различных речевых единиц, готовится к проведению собственного исследования. Выбирает единицу для такого исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что мы знаем о том, как мы говорим?
    Общая картина специфических особенностей повседневного устного дискурса. Место устной литературной речи в системе типов русского национального языка
  • Теоретические и практические аспекты изучения устной речи.
    Проблемы нормы, вариативности нормы и ненормы
  • Лингвистические речи и корпуса
    Корпус русской повседневной речи «Один речевой день» (ОРД), «Сбалансированная аннотированная текстотека» (САТ) и устный подкорпус НКРЯ как источники материала для анализа повседневного дискурса. Общая характеристика.
  • Анализ речевых единиц
    Примеры анализа конкретных речевых единиц, выполненных как научным коллективом, так и студентами, слушателями подобного курса .
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Занятия проходят в форме лекций и бесед со студентами по поводу их содержания. В ходе занятий студенты все время получают методические советы о том, как следует проводить собственное исследование, и подбирают объект для него. Консультации по поводу этого объекта проходят с каждым студентом отдельно. К концу курса они должны не только выбрать этот объект (слово, конструкцию или явление повседневной речи), но и провести свое исследование: работают со словарями и грамматиками, собирают материал по корпусам и сайтам Интернета, проводят лингвистический опрос в среде носителей языка. К экзамену они должны подготовить презентацию на выбранную тему.
  • неблокирующий Итоговый проект
    Представление результатов работы (презентации) по индивидуальному или коллективному исследовательскому проекту. Возможна работа в небольших группах (3-4 человека) для подготовки итогового проекта. Длительность сообщения – 7-10 минут. Тема выбирается студентом из предложенного списка.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Богданова-бегларян, Н., & Кутруева, Н. (2013). Об одном из вербальных хезитативов русской устной речи: как его (ее, их) в различных функциональных разновидностях. Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (4 (24)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15464877
  • Богданова-бегларян, Н., Шерстинова, Т., & Кислощук, А. (2013). О ритмообразующей функции дискурсивных единиц. Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (2 (22)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14424959

Рекомендуемая дополнительная литература

  • БОГДАНОВА-БЕГЛАРЯН Н.В. (2014). Лингвистические этюды (о некоторых особенностях русской разговорной речи). Вестник Пермского Научного Центра УРО РАН, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16514035
  • БОГДАНОВА-БЕГЛАРЯН НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА. (2015). Не Гонево, А Лингвистическое Описалово Одной Разговорной Словообразовательной Модели (Раздумья Над Корпусным Материалом). Коммуникативные Исследования, (1 (3)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16394582
  • БОГДАНОВА-БЕГЛАРЯН НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА. (2016). Функционирование Некоторых Прагматем Русской Устной Речи В Коммуникации Представителей Разных Социальных Групп. Вестник Пермского Университета. Российская и Зарубежная Филология, (2 (34)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16967072