• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тексты и контексты французской культуры

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель


Токарев Дмитрий Викторович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает углубление знаний об истории французской культуры в ряде ее литературных и философских памятников, способствует формированию понятия о периодизации культуры Франции новейшего времени, понятия об основных литературных жанрах изучаемой эпохи. Повествует слушателям о связи литературы и философии с общественно-политической жизнью и о ряде "культурных героев" новейшей Франции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата.
  • Повышение уровня историко-культурной компетенции;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об основных этапах формирования понятия французская нация.
  • Имеет представление о том, как творчество Монтеня вписывается в контекст формирующегося сознания Нового времени.
  • Может анализировать «Мысли» Паскаля, имеет представление о том, какие характерные черты свойственны его философии.
  • Имеет представление о формах репрезентации духа Энциклопедии у Дидро: диалог, комментарий, дигрессия.
  • Имеет представление о формах литературного и культурного процесса во Франции в начале 19 века и места, которое в нем занимает художественная и политическая мысль мадам де Сталь.
  • Понимает процессы адаптации французского либерализма на русской почве и их связь с проблематикой формирования русского литературного прозаического языка.
  • Имеет представление о проблематике фантастического в романтической литературе. Понимает особенности функционирования романтического и реалистического кодов в литературе
  • Может анализировать различные дискурсы _ романтический, медицинский и т.п. – романа Флобера.
  • Имеет представление о трех эпистемах, введенных в научный оборот М. Фуко, и о том, как роман Флобера фиксирует крах классической эпистемы.
  • Понимает исторический и культурный контекст, породивший понятие «проклятый поэт» во французской литературе; понимает, каким образом это понятие участвует в формировании национального литературного канона.
  • Имеет представление об особенностях возникновения декадентской литературы во Франции.
  • Знает о той ключевой роли, которую сыграло творчество А. Жарри в процессе зарождения авангардного искусства.
  • Имеет комплексное представление об эволюции понятия интеллектуал.
  • Имеет представление о концепте «чистая поэзия» в приложении к творчеству П. Валери.
  • Имеет представление об экзистенциальной философии Сартра и его основных художественных текстах.
  • Имеет представление о «новом романе» и его нарративных стратегиях.
  • Имеет представление о ключевых вопросах современной интеллектуальной жизни Франции.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводно-обзорная лекция.
    Введение терминологического аппарата. «Что такое французская нация?»
  • М. де Монтень и формирование сознания Нового времени.
    Новый жанр эссе. Произвольность как механизм письма.
  • Б. Паскаль и философия как исповедь.
    «Пари Паскаля». «Французский Данте». Метафизика сердца. Паскаль и экзистенциализм
  • Д. Дидро и дух Энциклопедии.
    Диалог, комментарий, дигрессия. Война буффонов
  • Эссе «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями»» (1800)
    Жермены де Сталь. О превосходстве французской нации и ее литературы. Понятие светской культуры. Учтивость. Испытание чужим: эссе «О Германии» (1810)
  • Б. Констан и французская либеральная мысль начала 19 века.
    «Метафизический язык» Констана и попытки его транспозиции в русской культуре.
  • О. де Бальзак
    Бальзак - от "неистового романтизма" к "неистовому реализму". Повесть О. де Бальзака «Луи Ламбер» как пример романтической "научной" фантастики
  • Флобер
    Роман Флобера «Госпожа Бовари».
  • Роман Флобера «Бувар и Пекюше» (1881) и крах классической репрезентативной эпистемы (М. Фуко).
    Герои романа как переписчики культуры.
  • А. Рембо – «проклятый поэт» как «национальный гений».
    Концепт modernité у Бодлера и Рембо. «Чудо-ребенок». «Наш Рембо»: католики, сюрреалисты и структуралисты о Рембо. «Впору ли французскому языку опыт поэзии?»: И. Бонфуа о Рембо и не только.
  • Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
    «Библия» декадентства.
  • Патафизика Франции: Альфред Жарри и зарождение авангарда.
    Постановка « Короля Юбю » в 1896 году. Новаторство Жарри. Папаша Юбю как «француз». Клинамен и теория случая. Новая наука - патафизика.
  • Рождение интеллектуала из писателя: Золя и его памфлет «Я обвиняю» (1898).
    История понятия «интеллектуал»: конфликты интерпретаций. Французский интеллектуал как социальный, национальный и литературный тип. Русский интеллектуал в обличье французского философа и функционера: Александр Кожев (Кожевников) и его семинар по «Феноменологии духа» Гегеля в Практической школе высших исследований в Париже (1933-1939). «Гегель как судьба Европы» в интерпретации Кожева. Влияние Семинара на его слушателей: Лакан, Батай, Арон, Мерло-Понти. Послевоенный спор Кожева о тирании с Лео Штраусом. «Сталинизм» Кожева. Понятие «конца истории» у Гегеля, Кожева и Фукуямы.
  • Поль Валери: интеллект и поэзия.
    «Чистая поэзия» в свете картезианского метода. Размышления Валери о современном мире.
  • Ж.П. Сартр – бытие, ничто, слова.
    Свобода и отчуждение. Экзистенциализм – это…
  • . Ален Роб-Грийе : писатель как соглядатай.
    Детективная составляющая романа. Эротизм и письмо. Генераторы текста. Текст как проект… революции.
  • Итоговое занятие.
    Дискуссии о «смерти интеллектуала» в современной Франции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Каждый студент должен подготовить одну презентацию, которая не должна занимать более 10 минут и должна быть основана целиком на собственных наблюдениях студента над экфрасисом из определенного художественного текста. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. Тема презентации может быть выбрана студентом из списка предложенных тем или выбрана самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Длительность сообщения – 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в презентации.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Эссе
    Экзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Итоговое эссе пишется на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Студенту предлагается выполнить эссе дома. Объем – 2,5 – 3 тысячи слов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Презентация + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дьяков, А. (2014). Монтень Как Современный Философ (К 480-Летию Со Дня Рождения). Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15613504
  • Скакун, А. А. (2015). Французская Культура Xvii Века И Ее Восприятие В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D40380D1

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Литвиненко Нинель Анисимовна. (n.d.). Романтизм В Литературе: О Некоторых Подходах К Изучению Литературных Взаимодействий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fromantizm-v-literature-o-nekotoryh-podhodah-k-izucheniyu-literaturnyh-vzaimodeystviy
  • МИХЕД ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Гоголь и Мериме: «<3аметки о Мериме>» в контексте духовно-эстетических исканий 1840-х гг. Имагология и Компаративистика, (2 (4)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16447892